Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Голландский дом ручной работы

 Фото: Наталья Шкуренок Фото: Наталья Шкуренок Впервые после начала работ по реставрации-реконструкции особняков на Адмиралтейском канале и Галерной улице их показали петербургским журналистам

От Петра Первого… до журнала «Огонек»

Архитектурный комплекс «Голландия» - так называется группа корпусов, объединенных в общий объект, который имеет два адреса - Адмиралтейский канал, д. 15 и Галерная улица, д. 40. Комплекс состоит из трех корпусов, каждый из них имеет свое название - Гаага, Амстердам, Заандам. Голландская тема - не случайный выбор инвестора: именно в этой исторической части Петербурга в начале XVIII века Петр I заложил Адмиралтейские верфи, здесь, рядом, появился уникальный испытательный комплекс на острове Новая Голландия. А свои названия жилые корпуса получили по названиям голландских городов, в которых Петр I учился строить корабли и города на европейский манер.

Эта часть Санкт-Петербурга была построена в самые первые десятилетия существования города и находится сейчас под охраной. На этом участке Галерной улицы в конце XVII - начале XIX века находилась усадьба Киреева, которая в 80-е годы XIX века была снесена.

Согласно плану «Сент-Иллера» 1765 года, дома на участке набережной Адмиралтейского канала, 15 - Галерная ул., дом 40, к тому времени уже были построены, и первыми их владельцами были представители одного из самых состоятельных российских дворянских родов - баронесса Варвара Строганова-Шаховская и ее муж Борис Григорьевич Шаховской. Варвара Строганова-Шаховская была посаженной матерью на свадьбе у Натальи Ивановны Гончаровой, а с князем Александром Александровичем Шаховским был дружен Александр Сергеевич Пушкин, который некоторое время проживал с Натальей Гончаровой в доме напротив на Галерной улице - это первый петербургский адрес великого поэта, где он поселился вместе с молодой женой вскоре после свадьбы.

В конце 70-х годов XIX века наследники статского советника Киреева (предположительно - дальнего родственника Шаховских) закладывают два многоэтажных дома, три дворовых флигеля в Городском кредитном обществе. Позже усадьба была перестроена, проектом занимался инженер Петров Александр Иосифович.

В начале XX века по проекту инженера Максима Юльевича Капелинского было продолжено строительство корпуса на Галерной улице на месте снесенных флигелей. В результате строительства и возникло здание Доходного дома, построенное в стиле модерн. Кстати, в одной из квартир этого дома в XIX веке жил выдающийся российский архитектор Василий Стасов. Станислав Максимилианович Проппер стал владельцем домов и участка в 1905 году, затем он приобрел стоящий рядом дом на набережной Адмиралтейского канала, 17 и открыл в этом месте редакцию «Биржевых Ведомостей».

Именно в издательстве на Адмиралтейском канале вышел первый номер газеты «Смена» и журнала «Огонек». До революции эти издания были приложениями к газете «Биржевые ведомости».

Охранять или жить?

В 2001 году здание доходного дома и издательства С. М. Проппера (на набережной Адмиралтейского канала, 15) было включено в список выявленных объектов, представляющих историческую и культурную ценность. В 2005 году компания «РГС Недвижимость» приобрела памятник, чтобы на его основе создать элитный жилой комплекс. Как рассказал Александр Попов, генеральный директор ООО «Росгосстрах Недвижимость», один из совладельцев компании дружил когда-то с режиссером Иваном Дыховичным, который снимал в этих зданиях свой фильм «Вдох-выдох». Дыховичный попросил друга приобрести постройку, что тот и сделал.

Но реконструкция откладывалась из-за длительного судебного разбирательства с «Фондом Имущества Санкт-Петербурга» и КУГИ Петербурга. Дело в том, что компания решила снести внутренние флигели, находившиеся в аварийном состоянии.

- Здания этих двух флигелей были в совершенно плачевном состоянии, - рассказал ОК-inform Дмитрий Шаховской, заместитель председателя Комитета по охране и использованию памятников (КГИОП). - Город должен развиваться, жить, а эти постройки невозможно было ни отреставрировать, ни реконструировать.

О катастрофическом состоянии, в котором эти здания находились еще в советский период, говорит и тот факт, что именно здесь во внутренних дворах еще в советское время проходили съемки фильма «Дорога на Берлин» - тут снимались сцены, когда солдаты советской армии вошли в разрушенную бомбежкам столицу Германии.

Сейчас на месте внутренних флигелей построены здания, которые объединены с остальными в единый комплекс. Под ними сооружен просторный подземный паркинг, который разгрузит окрестные улицы и дворы от машин.

Бог - в деталях

КГИОП выставил инвесторам целый ряд требований по реставрации исторических зданий. Особую сложность представляли оба парадных фасада - со стороны Галерной улицы и со стороны Адмиралтейского канала: они украшены пышным и затейливым лепным декором, который инвестору пришлось восстанавливать по историческим технологиям.

- Фасад со стороны канала особенно сильно пострадал, - рассказал ОК-inform Дмитрий Соболев, руководитель реставрационных работ. - Там еще в советское время выполнили ремонт с использованием цемента. И фактически уничтожили все украшения фасада, сильно пострадала штукатурка и даже кирпичная кладка.

Мастерам-декораторам буквально вручную пришлось восстанавливать мельчайшие детали лепного декора - только на фасаде со стороны канала по старым фотографиям и сохранившимся чертежам и рисункам мастера восстановили несколько десятков типов декоративных элементов. Они выполнены в гипсе с использованием современных связующих материалов, которые будут прочно держать украшения на оштукатуренной стене. Напольную плитку по историческим образцам выполнило одно немецкое предприятие - то самое, которое делало эту плитку по заказу владельцев еще в XIX веке.

Со стороны Галерной улицы на фасаде сохранилось почти 90% исторических декоративных элементов, что существенно облегчило задачу реставраторов. И сейчас этот фасад уже полностью готов и открыт к обозрению.

Но вот что особенно бросается в глаза и вызывает зрительный дискомфорт, - так это пластиковые рамы стеклопакетов во всех фасадных окнах. Это особенно резко контрастирует с сохранившейся и отреставрированной роскошной деревянной дверью парадного входа со стороны Галерной улицы.

- К сожалению, когда эта работа только начиналась, требования к охране исторических зданий были несколько иными, - объяснил Дмитрий Шаховской. - Тогда оконные рамы не входили в перечень охраняемых элементов. Сейчас мы бы потребовали или сохранить исторические рамы, или восстановить их по историческим образцам. Но сейчас владелец комплекса выполнил все наши требования.

Окончание работ намечено на следующий год.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Максим, оператор автораскроя, 28 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии