Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

ЖКХ России погибнет через 20 лет

 Если не будут приняты кардинальные меры в реформировании ЖКХ, то система как вид может исчезнуть уже через 20 лет. При этом принимаемые нынче меры реформирования похожи на припарки, которые ставят полумертвому, нуждающемуся в реанимации

Более половины россиян - около 53% - считают сферу ЖКХ самым болезненным местом российской экономики, промышленности и социальной сферы. ЖКХ, как ненасытный монстр, пожирает средств больше, чем госбезопасность и правоохранительная деятельность. При этом тарифы растут, трубы лопаются, крыши текут, а батареи просят огня. О том, как выбраться из жилищно-коммунального ада и что может для этого сделать рядовой гражданин, говорили ведущие эксперты отрасли на круглом столе в OK-inform, специально посвященном одному из приоритетных проектов «Общественного контроля».

«Не надо питать ложных надежд»

Один из авторитетнейших специалистов в области ЖКХ, директор московского Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Виктор Колесник нарисовал «апокалиптическую», как он сам назвал, картину будущего российского ЖКХ:

«Вспомните, как начиналась реформа ЖКХ. Она начиналась с агрессивной пропаганды о том, все экономические трудности связаны с наследием СССР. Это централизованное управление и неспособность производств к самоорганизации, - напомнил Виктор Колесник. - При этом каждый год при очередной инновации звучало, что новые начинания - на долгосрочную перспективу. И где мы сегодня? В жилом секторе - сплошные ответственные собственники, есть хорошие ТСЖ, логичная тарификация, оптимальное нормирование? Что реализовано на сегодня?».

О том, что на самом деле реализовано, директор столичного профильного института рассказал с цифрами и фактами в руках:

«Распространение ТСЖ в РФ не превышает 12% несмотря на наличие сильных стимулов. Привлечение управляющих компаний в отрасль для управления многоквартирными домами - всего в 50% многоквартирных домов. В области тарификации и нормирования, в секторе ресурсоснабжения - та же история. Не более 30% ГУПов заменяют частные собственники либо операторы в городах с численностью более 30 тысяч населения. И примерно 20% ГУПов заменены собственниками в городах с населением более 300 тысяч человек. По состоянию на 1 января 2014 года всего 50 млрд составляют частные инвестиции в коммунальную инфраструктуру».

По словам Виктора Колесника, в результате получили очень жесткое «политически сдерживаемое», по его словам, регулирование тарифов на ресурсы, установление заниженных нормативов и неплатежи со стороны управляющих компаний.

По мнению эксперта, это приводит к краху отрасли. Она недополучает необходимые средства для реконструкции и развития, значительное снижение (до 10 раз) затрат на текущие ремонты. Отсюда возникает рост аварийности и повышается уровень износа.

«В начале нулевых годов износ труб, тепловых сетей составлял (в однотрубном исчислении) 40 тысяч километров. В 2012 году - более 100 - 110 тысяч килметров, - говорит Колесник. - Отмечается практическое исчезновение инвестиционной составляющей в тарифе. Отсутствие иных источников финансирования, кроме бюджетного, приводит к кризису в отрасли и влияет на безопасность. Вот таковы итоги реформирования ЖКХ».

По мнению директора Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса, процесс разрушения носит уже необратимый характер и его не получается не то что повернуть вспять - но даже приостановить.

«И если динамика сохранится, то ЖКХ может прекратить свое существование через 20 лет. Это не предсказания, а сухая математика. Поэтому не надо питать ложных надежд», - заверил Виктор Колесник.

Госжилинспекция: сила - в правде

Заместитель главного государственного жилищного инспектора, замначальника Госжилинспекции по Санкт-Петербургу Юрий Кузин был все-таки более оптимистичен, нежели его коллега из столичного института. Но и он признает, что состояние удручающее. Однако, в отличие от Виктора Колесника, некоторые перспективы он все-таки видит. Например, в более полной открытости жилищных структур перед гражданами, добровольно-принудительном «взбадривании» ленивых собственников и лицензировании управляющих компаний (УК). По его мнению, государство выбрало именно этот способ, чтобы создать еще одну форму контроля над отраслью.

«Государство идет по пути максимального раскрытия своих возможностей, но и собственники должны понимать свои обязанности. Именно этому служат общественный контроль и лицензирование», - считает Юрий Кузин. Правда, лицензирование в отношении УК пока нет, так как пока нет соответствующего положения о лицензировании.

Представитель государства считает, что, какой бы вывод ни делала в итоге лицензионная комиссия, последнее слово все равно должно быть за собственником.

«Например, общее собрание может решить остаться именно с этой УК, и так должно быть. Но это должно решаться на общем собрании. Поскольку основной показатель реагирования - это жалобы граждан», - считает Кузин.

Он говорит, что половина людей попросту не понимают, за что они платят в сфере ЖКХ. И эта темная сторона вызывает, по его словам, справедливые нарекания.

«Самое главное - это раскрытие информации. Мы надеемся, что этот момент - появление жалоб из-за отсутствия информации - в течение 2015 года должен быть решен», - считает жилищный инспектор.

Он также убежден, что само по себе лицензирование должно принести результаты.

«Задача одна: каждый собственник должен понять, за что он платит. Иначе возникают домыслы».

На сегодняшний день в плане лицензирования уже решено, что УК должна быть зарегистрирована, причем именно в том регионе, где работает. Руководитель УК также должен пройти квалификационный экзамен. Причем Госжилинспекция его тоже будет проходить. По мнению специалиста, это решит наболевший вопрос с низким уровнем профессионализма в отрасли.

«Самые квалифицированные врачи всегда первые на войне», - привел образное сравнение Юрий Кузин.

«Мы дискредитируем систему общественного контроля»

Руководитель Центра независимого мониторинга исполнения Указов президента «Народная экспертиза» (ОНФ, Москва) Николай Николаев считает, что только общественный контроль может помочь вскрыть все тайные пути темной стороны ЖКХ.

«В части контроля качества услуг ЖКХ никого, кроме общественности, это не интересует, - считает Николаев. - Система построена так, что все привыкли рассматривать цифры и метры, а о том, что за ними стоят люди, мало кто думает».

По его словам, большинство случаев вопиющих нарушений стали публичными только благодаря общественному контролю. Однако эксперт переживает, что взаимодействие с Минстроем и Фондом ЖКХ пока идет только в одностороннем порядке.

«Если говорить о строительстве, то недостатки видны невооруженным глазом: вот дом кривой, а вот прямой, - считает Николай Николаев. - Но когда речь идет о текущем обслуживании, то тем более важно видеть картину изнутри. И никакое лицензирование не застрахует от некачественного исполнения».

Правда, по его мнению, такая форма регулирования, как СРО, в жилкомсфере тоже не работает.

«Надо, чтобы общественный контроль работал должным образом, а не был очередным модным словом. Для этого необходимо, чтобы он был независим. Мы видим по всей России, что там, где он независим, - там случаи нарушений выявляются и идет диалог с властью. А где общественный контроль аффилирован с властью, проходят ничего не значащие семинары, и не более того. Тем самым мы дискредитируем саму систему общественного контроля».

ЖКХ в наших условиях - это платформа национальной безопасности

От стабильности ЖКХ в нынешних условиях напрямую зависит безопасность и благополучие общества. Так считает проректор по научной работе Балтийской академии туризма и предпринимательства Валерий Пилявский.

«Если у нас будет комфортное жилье и нормальная оплата, то социальная обеспеченность населения будет более стабильной, - считает Пилявский. - Что для этого надо сделать? Во-первых, экономить энергоресурсы. В нищей Эстонии, где нет ни газа, ни нефти, все города в великолепном состоянии. А у нас никто ничем не занимается, понятие экономии энергоресурсов вообще, похоже, не существует».

В качестве еще одного примера проректор привел также Финляндию, где квартплата зависит, например, от толщины прослоек в стеклопакете: чем больше стекла - тем меньше квартплата.

По мнению председателя Ассоциации ТСЖ, ЖСК и ЖК Фрунзенского района Сергея Костычева наши УК не заинтересованы в экономии и заключении конкретных договоров. А собственники, в свою очередь, тоже не понимают, чем именно они владеют.

«Отсюда следует, что у нас отсутствует как таковой класс собственников. Их надо учить этому. Управляющий должен быть хозяином дома. Но пока мы видим только броуновское движение. Вот Украину заморозили - так они сразу стали голову включать», - говорит Костычев.

Собравшиеся, правда, засомневались, что Украина «включила голову», и попросили для активизации нашей, внутрироссийской «головы» не прибегать к таким радикальным методам, как «заморозка».

«У нас на собрании собственников главенствует идиотизм»

Настоящий ас в области ЖКХ и УК, председатель Ассоциации некоммерческих организаций по содействию развития ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга Марина Акимова убеждена, что мы сами виноваты, что воспитали таких равнодушных, неумелых и при этом скандальных собственников.

«Когда мы начинали этим заниматься, то искренне думали, что все возродим - и все заработает. А теперь мы оказались теми, кто просто собирает жалобы, - говорит Акимова. - Мы сами убедили население, что “все эти управляшки - воры”. Но когда я приглашаю: пожалуйста, идите, управляйте - почему-то никто не хочет. Мы воспитали таких собственников. Настоящих у нас нет, они - как редкие растения. А те, которые еще есть, - их попросту выкапывают».

По ее словам, есть всего 20 - 30% УК, где люди хотят этим заниматься. При этом в той же Финляндии без собрания собственников жилья ни одно, даже самое мелкое, решение не будет принято.

«А у нас к этому добавляется идиотизм. Сидят с фигой в кармане и жалуются. У нас все законодательство создано по этому принципу».

Марина Акимова убеждена, что в законодательстве полно дыр, которые все затыкают. У огромного количества населения нет счетчиков, по всей стране - сотни тысяч должников. Это все не позволяет нормально управлять, поэтому население должно понять, что только от них зависит управление дома.

Еще Акимова предложила - в качестве альтернативы - ввести лицензирование на законотворческую деятельность некоторых депутатов. «Общественный контроль», кстати говоря, это целиком и полностью поддерживает. Например, мы очень активно приглашали на наш круглый стол самого «профильного» из всех депутатов Заксобрания - Ирину Комолову. Однако народная избранница проигнорировала приглашение без объяснения причин. Видимо, тема городского ЖКХ не является актуальной для зампредседателя профильной комиссии парламента по городскому хозяйству. Что тогда говорить о рядовых жителях?

Фото Андрея Куликова

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин и Арина, водитель и школьница, 40 и 12 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии