Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Блокадная подстанция: память или градостроительная ошибка?

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Здание бывшей Тяговой подстанции № 11, расположенное за цирком на набережной Фонтанки, снова под угрозой сноса. Застройщик планирует возвести апарт-отель на месте вновь выявленного объекта культурного наследия

Правда, для этого представители строительного бизнеса должны склонить на свою сторону городских чиновников и Совет по сохранению культурного наследия. И если с первыми, скорее всего, проблем не возникнет, то общественники еще могут дать бой. Во всяком случае, именно такое впечатление могло возникнуть после состоявшегося выездного заседания Совета по сохранению культурного наследия, которое прошло 9 ноября в стенах подстанции. Побывал на мероприятии и корреспондент «Общественного контроля».

Власть «подсвечивает» свои шаги

Небольшой актовый зал, затерянный на четвертом этаже этого «неправильного», выполненного в стиле конструктивизма здания, оказался забитым под завязку: чиновники, общественники, журналисты. Видимо, в уютном когда-то помещении очень давно не собиралось столько людей, возможно, никогда больше и не соберется…

Уже сейчас помещение пугает пыльными окнами, с его стен свисает облупившаяся краска, хоть какую-то радость приносят только батареи-времянки, - в других местах здания нет и этого. Там просто пусто и холодно (все оборудование подстанции давно исчезло - вероятно, среди металлолома).

С недавних пор дом на Фонтанке имеет статус выявленного объекта культурного наследия, но отсутствие тепла может разрушить помещения, которые еще можно сохранить и превратить, например, в филиал Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Во всяком случае, именно на это надеются представители градозащитного сообщества Санкт-Петербурга.

«Узнав, что в Петербурге хотят построить второе здание Музея блокады, я написала письмо президенту Путину, в котором предложила использовать для этого здание на Фонтанке. Мне ответили, что это экономически необоснованно, так как реконструкция здания под музей обойдется дороже, чем новое строительство», - поведала корреспонденту «Общественного контроля» градозащитница Александра Маркевич.

Она подарила специально выпущенную открытку с фотографией блокадной подстанции вышедшему из служебного автомобиля вице-губернатору Игорю Албину, который мило улыбнулся в ответ. Наблюдавшим за этой идиллической сценой могло показаться, что вот он - образец правильного российского чиновника, который, что называется, пришел, увидел и обязательно победит проблему.

Правда, надежды эти немного пошатнулись после слов Игоря Албина, которые он почти в полный голос произнес во время заседания Совета. «Тема имеет социальное звучание, она дорога для ленинградцев, поэтому надо понимать, что каждые шаги в этом направлении необходимо максимально подсвечивать в публичной сфере», - заявил вице-губернатор.

Особенно насторожили его слова о «максимальной подсветке» деятельности представителей власти. Интересно, что до празднования 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне чиновники Смольного крайне скупо комментировали вопрос о существовании блокадной подстанции или вовсе отказывались отвечать на вопросы журналистов. Наглядный пример неготовности вице-губернатора Владимира Кириллова обсудить эту тему во время его инспекционной проверки городского цирка, находящегося на реставрации, можно увидеть ЗДЕСЬ.

Длинная история с подстанцией

На заседании Совета Юрий Земцов, генеральный директор архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», представил проект строительства на месте подстанции гостиницы. Он заявил, что подстанцию надо сносить, так как само ее существование - градостроительная ошибка. При этом Земцов отметил, что из прежнего здания будет… сохранен небольшой кусок стены с башенкой и мемориальной доской.

Чтобы всерьез обсуждать проблему блокадной подстанции, необходимо вернуться к истории ее постройки и принадлежности к славной отечественной истории.

Здание на набережной Фонтанки, 3-а, построено в супрематическом архитектурном стиле, действительно очень редком для центральных районов Петербурга. Это практически обычный образец конструктивистского производственного сооружения, да еще и построенный по экспериментальному проекту в начале 1930-х.

С началом блокады Ленинграда была прекращена подача электроэнергии - электротранспорт перестал ходить. Однако уже весной 1942 года горожане совершили настоящий подвиг - с трех тяговых подстанций был дан ток, позволивший восстановить в городе трамвайное движение, что помогло выжить сотням людей.

Вот, что, например, пишет о блокадной подстанции петербургский историк Всеволод Пежемский: «Блокадная подстанция - это и памятник культуры, и памятник истории. И если ее культурную ценность как образца архитектуры послереволюционной эпохи, периода конструктивизма можно обсуждать, то значение ее как памятника истории неоспоримо. Трамвай действительно стал для ленинградцев в годы блокады одним из важнейших символов. Сначала, когда вагоны встали на улицах из-за внезапного отключения энергии, - символом беды и трагедии, обрушившейся на город. А в марте-апреле 1942 года - символом возрождения, несломленности, стойкости. Это символическое значение подтверждается и воспоминаниями жителей, и даже показаниями вражеских солдат. Блокадному трамваю уже поставлен памятник в Автово. Невозможно доказать необходимость сноса подстанции доводами о плохом ее состоянии или неуместности в центре города, потому что главное в ней - именно память о блокадных событиях».

До 2014 года подстанция обеспечивала напряжением троллейбусную и трамвайную сеть Центрального района. Здесь также находился районно-диспетчерский пункт, на который было завязано управление десятками подстанций «Горэлектротранса». Весной 2014 года подстанция была отключена и выведена из эксплуатации.

Задолго до этого - 16 декабря 2010 года - Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга большинством голосов одобрил снос старого здания для того, чтобы построить на его месте гостиницу.

Достаточно скромное здание подстанции не может превышать допустимую высоту. И на Совете было заявлено, что высота нового отеля не будет больше. Депутат Заксобрания Максим Резник, находящийся в зале, иронично заметил: «Чуть поменьше Охта-центра».

Необходимо добавить, что построенное в центре города в стиле «а-ля Малевич» здание блокадной подстанции, конечно, выглядит немного не от мира сего. Но, может быть, именно этим оно и приятно глазу. Радует, например, архитектурное сочетание башен и кубов. Да и кто сказал, что подстанцию нельзя нормально отреставрировать и привести в божеский вид? Кстати, сегодня многих раздражает уже построенный по соседству новодел (тоже апарт-отель), который хоть и пытались выполнить по правилам императорского Петербурга, но оно так и не вписалось в пространство, расположенное рядом с Инженерным замком.

Договорились два месяца подумать

В результате длинной дискуссии со множеством выступающих за сохранение здания подстанции и тех, кто за строительство на его месте отеля, собравшиеся - не без помощи Игоря Албина, справедливо отчитавшего за плохую организацию Совета председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергея Макарова, - окончательное решение перенесли на два месяца. «Документов недостаточно, из 45 человек Совета на заседании присутствует всего 32, поэтому решение принимать нельзя, слишком сложная тема», - поставил точку Албин.

По мнению отстаивавшего подстанцию депутата Заксобрания Алексея Ковалева, «правительство Петербурга пытается переложить на членов Совета свою ответственность, проблемы своих личных отношений с инвестором». Дело в том, что в случае отмены строительства апарт-отеля инвестор выставит городу довольно внушительный счет на 400 млн рублей, по словам господина Ковалева, «якобы затраченных на реализацию проекта реконструкции здания подстанции под апарт-отель».

Депутат Ковалев и его коллега Максим Резник считают, что если власть хочет дать инвестору возможность строить на этом месте, она должна выразить свою позицию прямо, а не использовать членов Совета.

«Пусть берет на себя ответственность и принимает решение отказать во включении блокадной подстанции в реестр объектов культурного наследия. Сегодня же мы видели попытку переложить эту ответственность на членов Совета по культурному наследию. Но задача Совета - сказать, обладает ли объект культурной значимостью и в какой мере заслуживает сохранения. Мы свою точку зрения уже высказали: блокадная подстанция на Фонтанке исторически значима, ее нужно включать в число памятников. Просить Совет отменить собственное решение потому, что она попала в инвестиционный проект, нельзя. Это не вопрос для Совета», - прокомментировал сложившуюся ситуацию Алексей Ковалев.

Принимавшая участие в пикете у стен блокадной подстанции петербурженка в четвертом поколении Анна Чернова категорически не согласна с мнением инвесторов и чиновников Смольного, которые сегодня под красивые слова о наведении порядка в архитектурном облике Петербурга и невозможности отдать здание подстанции под Музей блокады фактически разрушают облик старого города.

«Не понимаю, какая здесь может быть экономика, когда речь идет о сохранении нашего культурного и исторического наследия!» - возмущается Анна Чернова, член общественной организации «Охтинская дуга». - Если бы не эта подстанция, трамваи по центру бы не ходили. А ведь именно этот вид транспорта тогда очень сильно помог горожанам: на них перевозили и людей, и различные грузы. Здесь действительно можно было бы сделать интерьерные помещения Музея блокады. Считаю, что сносить ее для того, чтобы на этом месте построить очередной новодел, - преступление», - рассказала корреспонденту «Общественного контроля» петербурженка.

Добавим, что по итогам заседания вице-губернатор Игорь Албин, кроме всего прочего, поручил КГИОП обследовать техническое состояние здания блокадной подстанции. До конца 2015 года также должны быть проведены экспертизы по другим четырем тяговым подстанциям: «Клинской», № 15 (Можайская, 19-а), «Василеостровской», № 20 (6-я линия В. О., 37/2-а, «Тяговой подстанции ленинградского трамвая им. Урицкого», № 3 (Дегтярный, 5-а), и «Тяговой подстанции им. 25 октября», № 5 (Большая Подьяческая, 27-а).

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антонина, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии