Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

10 вызовов для городов будущего

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Прогрессирующий рост населения в городах и очевидный дефицит инфраструктуры, превалирование индустриальной составляющей над рекреационной - лишь малая часть тех вызовов, с которыми крупнейшим агломерациям придется столкнуться в будущем, считает урбанист и футуролог Вилли Мюллер

Эксперт рассказал «Общественному контролю» о парадигмах, которые должны стать основанием для построения умных городов будущего. 

Столкнувшись с вызовами времени, города вошли в эпоху развивающихся транспортных, социальных и информационных технологий, которые сегодня необходимо органично вплетать в проектирование.

Именно Вилли Мюллер, глава государственного агентства по развитию градостроительства и инфраструктуры Barcelona Regional, урбанист, автор концепции умного города (Smart City), основатель Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC) - в ответе за то, что в последние годы Барселона превратилась в успешную экспериментальную урбанистическую площадку.

Как говорит эксперт, начало экспериментов всегда сопряжено с каким-то грандиозным событием мирового масштаба, которое дает импульс инфраструктурным изменениям. Например, в Барселоне это были летние Олимпийские игры в 1992 году, в подготовке проектных решений к мероприятию господин Мюллер принимал участие еще будучи студентом. Градостроительная трансформация Барселоны, начатая в преддверии игр, получила единодушное профессиональное и общественное признание. В 1993 году для дальнейшей успешной реализации проектов  было создано Агентство по развитию градостроительства и инфраструктуры Barcelona Regional, которое в 2011 году и возглавил Вилли Мюллер. 

Однако с того времени крупнейшие мегаполисы мира: Барселона, Москва, Нью-Йорк, Париж, Лондон - претерпели ряд существенных трансформаций. Столкнувшись с вызовами времени, города вошли в эпоху развивающихся транспортных, социальных и информационных технологий, которые сегодня необходимо органично вплетать в проектирование. Господин Мюллер совместно с коллегами из института IAAC обозначили ряд урбанистических парадигм, условных моделей мира будущего в разрезе крупных агломераций, то есть те установки и данности, которые не изучают в архитектурных институтах, а выводятся на основе личного опыта, помноженного на талант визионера. Звучит заумно, но вполне сообразно сложному процессу формирования городской ткани.

Мегагорода и программируемый коллапс

Демография планеты растет в прогрессии, говорит господин Мюллер, к 2050 году на Земле будет жить более 10 млрд человек, в 10 крупнейших городах будет проживать по 10 млн человек и еще 7 млн - в их окрестностях. Неудивительно, ведь эти города работают как финансовые магниты - в них вращается до 80% капитала.

Демография планеты растет в прогрессии, говорит господин Мюллер, к 2050 году на Земле будет жить более 10 млрд человек, в 10 крупнейших городах будет проживать по 10 млн человек и еще 7 млн - в их окрестностях.

«Итальянцы первые заговорили о том, что автомобили имеют запрограммированное старение, и точно такие же процессы проходят и в части городской инфраструктуры - где та предельная точка напряжения, вызванная ростом численности населения городов, которую смогут пережить городские дороги, парки, общественный транспорт?» - задается вопросом эксперт.

Например, в азиатских странах линии метрополитена уже давно достигли своего максимума, людей в вагоны уже десятки лет запихивают специально обученные люди в белых перчатках. Та же Мексика давно перешла на 2-3 уровневые развязки не в силах «расшить» проблему с автомобилизацией населения, а в Лос-Анджелесе власти просто не знают, как перекрыть дорогу для реконструкции - нет необходимых дублеров. 

Все это приводит к локальным коллапсам, которые со временем будут только усугубляться, если не найти некое комплексное решение. Но готовых кейсов решения таких проблем, к сожалению, нет. «Нет ни одного урбанистического института или мастерской, которая смогла бы смогла смоделировать социальную, коммунальную или транспортную катастрофу», - признается господин Мюллер. Для того чтобы реально контролировать такие коллапсы, нужно иметь четкую стратегию территориального развития территорий и точечно развязывать клубки проблем в той или иной локации.

Города-политики

Укрупнение мегаполисов может менять и политическую картину мира. Так, по словам Вилли Мюллера, XIX век был веком империй, XX век - эпохой государств, а в XXI настало время городов, которые будут аккумулировать не только финансовую мощь, но и политический вес.

Во-первых, решения о развитии крупных городов уже сейчас начинают приниматься на государственном уровне (Петербург, судьба инфраструктурных проектов которого решается как правило на федеральном уровне, - яркий тому пример. - Прим. ред.). И в обратную сторону - уже через 30 лет глобальную политику будут определять не чиновники, а хозяйственники, то есть как раз мэры крупнейших мировых мегаполисов. Такой точки зрения, кстати, придерживается и американский политфилософ Бенджамин Барбер, идеолог проекта «Глобальный парламент мэров».

Медленные города

Как завещал нам Исаак Ньютон, каждая действующая сила имеет противодействующую. Вот и рост городов и урбанизация пригородов рождает процесс отторжения развития инфраструктуры - так называемые медленные города.

За этим термином кроется, например, традиционный уклад малоэтажной Америки или небольших европейских городков Западной Европы, они пытаются защититься от расширения улично-дорожной сети в пользу пешеходных зон и велодорожек, отказаться от собственного аэропорта и закрыть транзитное сообщение.

Инфраструктура и изменение климата

Мегагорода должны принять во внимание и подготовить адекватный ответ возможным (или грядущим) изменениям мирового климата.

Так, господин Мюллер представил слайд - как бы выглядела карта мира, если бы в результате таяния ледников уровень океана поднялся всего на 3 метра. На месте Западной Европы простиралось бы бескрайнее море, половины Северной Америки - как не бывало. Соответственно все дальнейшее развитие городской инфраструктуры должно учитывать такие последствия, предъявляя особые требования к безопасности конструкций и т.д. К слову, именно так отстраивается Новый Орлеан после губительных наводнений.

Публичные пространства в реальности и в виртуальности

Города будущего должны быть готовы к тому, что общественная жизнь уходит от соборности, от древнегреческой Агоры, римского Форума или славянского Лобного места. Общественная жизнь отключается от физического пространства и переходит в виртуальное, а обсуждение насущных проблем происходит не на площадях, а в интернет-сообществах - это также нужно учитывать в планировочных решениях. Вместе с тем собрание народных масс становится труднее контролировать: если раньше люди собирались там, где можно собраться, то теперь этот процесс идет вне зависимости от большого открытого пространства.

Города-производства и локализация

Пожалуй, единственная парадигма, которая показалась корреспонденту «Общественного контроля» действительно несбыточной - это локализация производств в крупных городах.

По мнению господина Мюллера, старая индустриальная логика, согласно которой города являются потребителями продукции, а производят все в Китае, должна уйти. Производства должны создаваться здесь же, небольшими нетворкинг-центрами, группами ученых, и внедряться здесь же с минимумом вреда для природы и максимальной добавленной стоимостью. Как смотрят на это крупнейшие промышленники, привыкшие к дешевой рабочей силе и аренде, нетрудно догадаться.

Возвращение к зелени

Производственная революция должна коснуться и экологии. Так, мегаполисы должны выйти на 100-процентную переработку отходов производства и жизнедеятельности и использовать вторсырье во всех сферах - от промышленности до строительства жилья. Кстати, такой проект уже есть - это конкурс Solar Decathlon в Вашингтоне, в рамках которого студенты строят энергоэффективные дома.

Помимо этого господин Мюллер говорил о зеленых кровлях (уже вовсю применяется даже в России), а также специальных сельхозпроектах в городах. Такой проект уже есть, опять же в Америке: в Чикаго были построены специальные городские фермы, в Милане есть целый «зеленый»район, где выращивают овощи и фрукты в ангарах с необходимыми температурными условиями, также еду растят по-простому - в парках.

Будущее сегодня

Из-за целой вереницы промышленных и научных революций мы разучились мечтать о будущем, говорит Вилли Мюллер. Новые технологии, которые регулярно преподносят Cisco, Siemens или Apple, обгоняют самые смелые фантазии, а корпорации уже дают нам безальтернативную картину мира будущего - чем мы будем пользоваться, что носить и на чем ездить.

«70 лет назад Уолт Дисней представил свой макет города будущего - это был уникальный инженерный проект, но вышла у него только бледная тень этого шедевра - то, что назвали Диснейлендом, тем не менее это был визионерский проект, ментальный бросок в будущее, которого мы лишены. Все, о чем мы можем мечтать, реализовать уже можно», - говорит урбанист. В итоге будущего у жителей мегаполисов нет - есть растянутое вперед настоящее.

Смарт-города

Первые светофоры появились на улицах крупнейших городов еще в 1850 году - и сейчас их время прошло, уверен эксперт. Наступает время смарт - умных автомобилей, автоматизированных транспортных систем и других функций городской среды. Город должен быть самодостаточен, автономен и автоматизирован. Например, для летней Олимпиады в Рио олимпийский комитет потребовал создания специального операционного центра, ответственного за безопасность граждан.

Впрочем, сам урбанист термин «умный город» склонен разделять надвое: «Я понимаю первую часть - умный. Сейчас очень многие компании предлагают смарт-технологии, их задача все это кому-то продать.  Но меня прежде всего интересует вторая часть - город, потому что как раз власти городов слабо представляют как внедрять эти смарт-решения и что им вообще нужно. В итоге, следуя за трендом, они закупают у Siemens разные автоматизированные системы и не знают, что дальше с ними делать».

Архитектором будет каждый

Переход от урбанистики к урбанетике (термин введен Мюллером) предполагает вовлечение общественности в градостроительный процесс и, как следствие, расширение самих форм построения города.

Монополия архитекторов на те или иные модели развития инфраструктуры, архитектуру зданий и их расположение должен быть разрушен. Общество хочет принимать решения о развитии окружающих его пространств, и это право должно быть дано. Такие решения могут внедряться в самых простых формах - даже через приложения на смартфоне. «Но с оговоркой: сначала нужно поднять уровень образованности населения», - говорит господин Мюллер. Как видно, здоровый снобизм архитектурное сообщество не покидает.

Справка

Вилли Мюллер родился в Аргентине в 1961, имеет диплом архитектора и урбаниста Университета Ла Плата. С 1986 года учится в аспирантуре в Высшей технической школе архитектуры Барселоны Политехнического университета Каталонии и в то же время работает над проектом дворца Сан Джорди в архитектурных мастерских Арата Исозаки и Эмилио Донато.

В 1996 году открывает свою архитектурную компанию WMA -Willy Müller Architects. Он занимает первое место в конкурсе на проект городского многофункционального комплекса в Санкт-Петербурге, первое место в международном конкусе на проект грузового порта Альмерии и первое место в закрытом конкурсе на проект строительства нового оптового цветочного рынка Mercabarna-Flor в Барселоне, за который он был награжден премией Property Awards 2010 в Лондоне. Также особо отмечены его проекты портовой зоны Витория Бэй в Бразилии и порта Барселоны.

Его агентство участвовало в конкурсе на разработку проекта Большой Москвы, вышло в финал, но проиграло французам из Antoine Grumbach et Associes.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии