Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Комитет охраны парусников

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Охранные зоны, созданные для сохранения исторической застройки и исторических ландшафтов в Санкт-Петербурге, станут крупнее, а стилизованные под парусники рестораны смогут находиться в акватории Невы, говорится в новых инициативах городского Комитета по охране памятников. При этом механизм защиты исторических панорам от застройки рядом с охранными зонами в Петербурге даже не начинали готовить

В Мариинском дворце прошло заседание рабочей группы по выработке концепции сохранения исторического центра Санкт-Петербурга. Обсуждались изменения границ охранных зон, режимов использования земель и градостроительных регламентов, предложенные Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Необходимость в поправках возникла в связи с изменениями федерального законодательства. Например, прописано понятие объединенной охранной зоны, которого раньше не было, хотя де-факто такие зоны в Петербурге существовали. В этих зонах запрещается новое строительство и серьезно ограничена хозяйственная деятельность.

Прописано понятие объединенной охранной зоны, которого раньше не было, хотя де-факто такие зоны в Петербурге существовали

Еще одно новое понятие - зона охраняемого природного ландшафта. Меняются и сами правила охраны памятников. Например, восстановленные исторические здания теперь должны охраняться так же, как и утраченные оригиналы. Ранее инвесторы, разбиравшие старые дома по кирпичу, позволяли себе при их восстановлении большие вольности.

Новые границы охранных зон стали, в целом, шире. Они по-прежнему покрывают объекты Всемирного наследия, а также распространяются на районы исторической застройки на периферии города. Объединенные охранные зоны появятся вдоль проспекта Обуховской обороны, в районе Ижорских заводов, Лесотехнической академии - раньше там охранялись лишь отдельные здания. «Целые комплексы объектов культурного наследия не имеют зон охраны, тем не менее там все-таки сохранилась историческая среда», - объяснил начальник Управления зон охраны культурного наследия КГИОП Алексей Михайлов.

В то же время в некоторых местах охранные зоны, напротив, сократились. Это, в частности, участок, примыкающий к комплексу «Балтийская жемчужина», и окраина Пушкина. «Исключена часть бывших сельскохозяйственных территорий. Возможная застройка влияния на объект культурного наследия не окажет», - сказал Алексей Михайлов.

Мансарда на метр

Согласно разработанным поправкам, претерпели изменения правила реконструкции исторических зданий. Эти здания разделили на три категории: формирующие уличный фронт, визуально воспринимаемые с уличного фронта и расположенные во внутриквартальных территориях. Изменять облик можно будет только у последней категории зданий.

Это касается, например, строительства мансард, которое крайне болезненно воспринимается градозащитниками Петербурга. Упомянули мансарды и на заседании рабочей группы. «Я правильно понимаю, что можно будет на историческом здании налепить что-нибудь из стекла и бетона или все-таки будут какие-то ограничения?» - поинтересовался депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский.

«Проведенная дифференциация позволит нам максимально избежать градостроительных ошибок, которые будут восприниматься с улиц и площадей», - ответил Алексей Михайлов. Что же касается внутридворовых корпусов, то КГИОП предлагает ограничить высоту мансард одним метром от конька кровли. «Я вам скажу как человек, практически контролирующий это, что при изменении на метр, там много не напакостишь», - заявил Алексей Михайлов.

Корабли останутся

Отдельно КГИОП разработал схему размещения водных объектов в центральной части города на акватории Невы. «Мы сохранили общий принцип того, что не допускается размещение объектов выше парапета набережной и определили через проведение исследования места, где возможно размещение отдельных объектов», - рассказал Алексей Михайлов.

Если раньше предельная высота новых зданий устанавливалась на больших территориях, то теперь предлагается утвердить ее для каждого отдельного квартала в соответствии со средней высотой уже имеющейся застройки

Эта тема также заинтересовала присутствующих. Все помнят о том, как несколько лет назад губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил войну плавучим ресторанам и барам. Часть из них в итоге исчезла, однако некоторые остались на своих местах. Все будет зависеть от того, насколько объект впишется в историческую среду.

«Корабли и тому подобное - наверное, это возможно, - осторожно объяснил Алексей Михайлов. - Была отдельно сделана работа по анализу размещения таких объектов, наверное, они все-таки не нарушают историческую среду. А размещение каких-то гостиниц либо квадратных барж с ресторанами - это, наверное, не совсем соответствует исторической среде». Более конкретных критериев, по которым будет решаться, что можно, а что нельзя, представитель КГИОП не назвал.

В то же время от регулирования градостроительной деятельности в других акваториях города КГИОП воздержался, сославшись на пробелы в федеральном законодательстве. Это вызвало критику другого депутата ЗакСа Алексея Ковалева. По его словам, никто не помешает инвесторам создать намывные территории и застроить их. «Я не хочу, чтобы посреди Лахтинского разлива была построена башня высотой 500 м», - возмутился депутат.

Что касается высотного регламента, то в зонах регулирования застройки (территории, где новое строительство возможно, но с ограничениями) КГИОП разработал новую схему регулирования. Если раньше предельная высота новых зданий устанавливалась на больших территориях, то теперь предлагается утвердить ее для каждого отдельного квартала в соответствии со средней высотой уже имеющейся застройки.

Разрешили сносить

Однако наибольшей критики удостоились два других аспекта проведенной работы. Во-первых, многих членов рабочей группы возмутило то, что КГИОП пока никак не отрегулировал правила для так называемых буферных зон, примыкающих к зонам регулирования градостроительной деятельности. То, что строится там, зачастую видно из центра города - достаточно вспомнить небоскреб на площади Конституции или проекты Охта- и Лахта-центров. Комитет ссылается на то, что этот пробел будет восполнен после принятия федерального закона о границах исторических поселений.

Многих членов рабочей группы возмутило то, что КГИОП пока никак не отрегулировал правила для так называемых буферных зон, примыкающих к зонам регулирования градостроительной деятельности

«А если его не примут?» - задал резонный вопрос Алексей Ковалев. Он также напомнил, что создание буферной зоны - требование Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. «Комитет по всемирному наследию требует от нас определять буферные зоны границы Всемирного наследия, - говорит депутат. - Никаких проблем методологических с точки зрения нашего законодательства по определению буферных зон нет».

На вторую проблему обратил внимание заместитель председателя Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов. Он сообщил, что КГИОП установил беспрецедентно мягкие условия для градостроительной деятельности в районе Нарвской заставы.

«Общественный контроль» уже писал об этой уникальной территории и возможных потерях, которые она может понести. Несколько десятков расположенных там исторических зданий КГИОП разрешает снести, констатирует Александр Кононов. «Ради реновации, которая запланирована в этом квартале и которая непонятно, будет ли вообще реализована на этой территории, мы делаем довольно серьезное исключение из принципов закона», - заявил эксперт.

По итогам обсуждений решено, что данный пункт попытаются вычеркнуть из предложенных поправок депутаты ЗакСа, когда документ поступит к ним на утверждение. По плану, это должно произойти до 1 июня 2016 года. Но члены комиссии призвали сотрудников КГИОП сократить сроки подготовки документа, чтобы успеть принять его до парламентских каникул. Чиновники пообещали постараться.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии