Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Северо-Запад получил новый инвестиционный список

 Проект «Сердце города» в Калининграде Проект «Сердце города» в Калининграде Северо-Запад готовит реформу стратегии своего социально-экономического развития. Для этого власти субъектов округа представили новый перечень из 55 инвестиционных проектов взамен провального списка от 2012 года: из 45 проектов в течение четырех лет было реализовано только 8. «Общественный контроль» ознакомился с новым перечнем приоритетов, но новых проектов найти не сумел

Список из 45 региональных инвестиционных проектов был закреплен указом президента в феврале 2012 года и должен был стать некоей базой для реализации стратегии социально-экономического развития СЗФО до 2020 года. Несмотря на то что в этот список были включены проекты, уже находящиеся на довольно высокой стадии реализации, особыми успехами в плане привлечения инвестиций регионы Северо-Запада похвастаться не смогли, в итоге в октябре 2015 года полпредство президента в СЗФО и руководство АНО «Северо-Запад» (курирует инвестиционный паспорт макрорегиона) официально признали, что «база» оказалась нерабочей.

К марту 2016 года из 45 инвестпроектов реализовано 8, еще по 2 проектам региональными органами исполнительной власти принято решение о продолжении реализации.

Так, согласно справке АНО «Северо-Запад», к марту 2016 года из 45 инвестпроектов реализовано 8, еще по 2 проектам региональными органами исполнительной власти принято решение о продолжении реализации. До конца доведены проекты по замене технологии предоставления услуг связи в Петербурге («Ростелеком») и строительству межрегиональной транспортной сети на участке Нарьян-Мар - Сыктывкар общей стоимостью более 1,1 млрд рублей, созданию предприятия по проектированию и производству микросхем в Калининградской области (1,2 млрд), строительству комплекса нефтепереработки ООО ПО «Кириши­нефтеоргсинтез» в Ленинградской области за 87,1 млрд рублей, горнообогатительному комбинату на базе месторождения алмазов им. В. Гриба (35 млрд рублей), строительству агрегата карбамида ОАО «Череповецкий “Азот”» (7,5 млрд рублей).

Сейчас в высокой степени готовности находятся 16 проектов, в средней степени - 9 проектов, 3 проекта - на низкой стадии реализации (к примеру, сюда отнесен город-спутник «Южный», в статусе проекта тоскливо значится: «требуется инвестор»).

Отсев несостоятельных

Более того, к осени 2015 года властями регионов округа было решено исключить из перечня приоритетных инвестпроектов 14 инициатив. 7 проектов доведены до конца, необходимости в «приоритетном» статусе больше нет. Еще 7 проектов реализовать просто невозможно - проекты заморожены или вообще остановлены. Например, с приходом к власти Георгия Полтавченко, Петербург решил пересмотреть одиозные мегапроекты времен Валентины Матвиенко и отказался от строительства Орловского тоннеля, с трудом отбившись от исков от «Невской концессионной компании» на 330 млн рублей, которая требовала компенсации затрат.

К осени 2015 года властями регионов округа было решено исключить из перечня приоритетных инвестпроектов 14 инициатив. 7 проектов доведены до конца. Еще 7 проектов реализовать просто невозможно.

ОАО «РусГидро» не будет строить гидроаккумулирующую электростанцию в Ленобласти за 136,2 млрд рублей, в 2014 году у ООО «Вельская птицефаб­рика» кончились деньги - и инвестор отказался от расширения производства за 4,2 млрд рублей, а в 2015 году на фабрике и случился пожар. Группа «Тервинго» не стала вкладывать 47,2 млрд рублей в логокомплекс на базе Усть-Лужского рыбокомбината - работа над проектом приостановлена в связи с близостью территории, планируемой под реализацию проекта, к Кургальскому заповеднику.

В Мурманской области, в Ковдоре, в связи с банкротством ООО «Ковдорслюда» не стали строить горнодобывающий завод и обогатительное производство вермикулита, флогопита и пегматита. В Новгородской области ООО «Грумант» не стало строить цех по производству фармсубстанций - злую роль сыграло повышение ключевой ставки ЦБ. Компания не смогла заплатить проценты по кредитам.

Свернут проект по развитию льняного комплекса Вологодской области. Причина - банкротство ОАО «Вологодский текстиль» и долг в 2 млрд рублей. В Коми отказались от строительства «Квартала малоэтажной застройки» в селе Выльгорт. Инвестор, ООО «Инвестиционно-строительная компания», построил 5 жилых домов и сети, но затем самоустранился с площадки. Наконец, ОАО «Западная Верфь» по непонятным причинам остановило работы по строительству верфи в поселке Взморье Калининградской области. В результате остановки этих проектов округ лишился более 220 млрд рублей капитальных вложений.

Пустой список

Еще прошлой осенью представители полпредства обещали, что забуксовавший список будет переформатирован. Тогда эксперты говорили о 200 «свежих» инвестпроектах, на которых будет строиться новая стратегия развития макрорегиона. В распоряжении «Общественного контроля» оказался новый список. Но проектов в нем, как оказалось, всего 55 - и почти все они так или иначе уже были представлены общественности.

Эксперты говорили о 200 «свежих» инвестпроектах, на которых будет строиться новая стратегия развития макрорегиона. Но их, как оказалось, всего 55 - и почти все они так или иначе уже были представлены общественности.

В списке сразу три проекта межрегиональной кооперации. Так, Ленинградская и Новгородская области предлагают проект строительства платной автодороги в составе МТМ «Европа - Западный Китай». Стоимость проекта ГЧП составит более 112 млрд рублей, завершить его концессионер должен к 2022 году.

Есть у Ленинградской области совместный проект с Псковской - это Северный обход Пскова (2-й пусковой комплекс поведет дорогу А-212 Псков - Изборск до границы с Эстонией). Стоимость проекта оценивается в 6,5 млрд рублей.

Наконец, в список каким-то образом затесался проект железодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск - Сыктывкар - Пермь). Особого смысла дополнительно рассказывать о нем нет: проект стоимостью 225 млрд рублей реализуется с начала 90-х годов и будет ответственно включаться в разного рода правительственные перечни, пока человечество будет осваиваться на Марсе. Любопытно, что деньги на проект вроде бы нашлись: в сентябре 2015 года президент России Владимир Путин ездил в Китай и нашел там инвестора, компанию «Poly Technologies, Inc.». Сопровождал тогда президента глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, который уже через две недели после вояжа в Поднебесную был арестован по подозрению в создании преступного сообщества. Как бы то ни было, Поморье, Коми и Мурманск все же рассчитывают построить ветку к 2021 году.

Еще один старая знакомая в списке - автомагистраль «Онега». 426-километровая дорога должна связать финскую границу с Петрозаводском и далее дойти до границы Карелии с Ленобластью.  Соглашение о намерениях о реализации проекта стоимостью 217,4 млрд рублей еще в 2013 году в рамках Петербургского международного экономического форума подписывал глава Карелии Александр Худилайнен и генеральный директор ОАО «Северо-Западный Коридор развития» Дмитрий Белкин.

Карелия и Новгородская область представили по 8 проектов, Коми, Вологодская и Архангельская области - по 4, Калининградская и Ленинградская - по 3, Мурманская - 6, Псковская область и НАО заявили по 2 проекта. Санкт-Петербург представил 4 инвестиционных инициативы.

Калининградская область заявила еще более старый проект - строительство глубоководного морского порта в Пионерском стоимостью 210 млрд рублей. Многострадальный порт переносили, урезали финансирование и даже предлагали вовсе свернуть (не кто-нибудь, а министр транспорта РФ Максим Соколов), но в итоге в конце сентября 2014 года в рамках Международного инвестиционного форума в Сочи губернатор Калининградской области Николай Цуканов, представитель компании MSC Group и генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко подписали соглашение о намерении строительства терминала в Пионерском. Проектирование порта началось прошлой осенью.

Ленинградская область опрометчиво предложила внести в список приоритетов строительство завода по производству сжиженного газа («Балтийский СПГ») в Усть-Луге. Дело в том, что проект, по сути, уже мертв: в начале 2016 года Газпром и Газпромбанк прекратили сотрудничество по строительству завода стоимостью около 400 млрд рублей. Эксперты объясняли это решение возможными проблемами с экспортом газа в Европу.

Кроме того, многие регионы внесли в список свои проекты скорее для отчетности. Так, Ленобласть заявила ЛАЭС-2 в Сосновом Бору и терминал в Усть-Луге, Мурманская область - развитие Мурманского транспортного узла (был и в старом списке, но движения по проекту немного - есть заключение Главгосэкспертизы, ведется строительство технических подъездов), Калининградская область вписала абстрактное  «строительство объектов для чемпионата мира по футболу 2018 года», Вологодчина заявила 130-миллиардный проект «Свезы» Алексея Мордашова по строительству завода по производству беленой крафт-целлюлозы мощностью 1,2 млн. тонн/год и т.д.

Но есть в списке несколько проектов, которым действительно не помешал бы приоритетный статус и деньги инвесторов. Например, калининградский проект «Сердце города» по преобразованию территории Королевской горы и ее окрестностей (жители надеются-таки на снос Дома советов и воссоздание замка) - на него понадобится 87,6 млрд рублей. Или проект жилого комплекса «Борисовичи» в Псковской области, который громко заявляли местные власти, но бюджетными силами (20 млрд рублей) освоить не смогли.

В целом Карелия и Новгородская область представили по 8 проектов, Коми, Вологодская и Архангельская области - по 4, Калининградская и Ленинградская - по 3, Мурманская - 6, Псковская область и НАО заявили по 2 проекта. Санкт-Петербург представил 4 инвестиционных инициативы. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии