Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Автодороги: не обслужишь - не поедешь

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Недавно российский кабмин издал распоряжение о выделении 18,3 млрд рублей на реализацию особо важных для социально-экономического развития программ и еще 34,16 млрд - на проекты региональные. Этих денег, по мнению правительства, должно вполне хватить, чтобы достичь «целевых показателей в сфере дорожного хозяйства». То есть, когда их освоят, все автотрассы будут приведены «в нормативное состояние»

Ну, а пока региональные чиновники, водители и сами дорожники поминают злым тихим словом изменения, введенные в прошлом году в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». И, увы, имеют для этого самые веские основания.

Закон, ведущий к коллапсу

Цитировать выражения водителей, изо дня в день трясущихся на бесчисленных колдобинах, по закону о печати не представляется возможным. С чиновниками в этом отношении проще: они выбирают слова куда тщательнее. Однако даже при этом раздражение чувствуется очень отчетливо.

Муниципалитеты, и без того едва сводящие бюджетные концы с концами, вынуждены заносить все новые и новые цифры в графу «расходы».

Да и как, спрашивается, иначе, если муниципалитеты, и без того едва сводящие бюджетные концы с концами, вынуждены благодаря пресловутому закону заносить все новые и новые цифры в графу «расходы». Но ведь никуда не денешься - именно на них возложена обязанность отвечать за состояние не только шоссе муниципального уровня, но и всех улочек, проездов и дорожек, находившихся прежде в ведении сельских поселений.

Теперь сельчане от этой обузы фактически освобождены. Назови любую тропинку автодорогой, и - в полном соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» - заниматься ею обязаны районные власти. А как это выдержать, если, скажем, на территории 18 сельских поселений, расположенных в Корткеросском районе Коми, находится 254 км улично-дорожной сети? Чтобы сделать эти километры более-менее похожими на дороги, необходимо выделить свыше 2,5 млрд руб. В ответ на заседании президиума Госсовета Коми руководитель администрации Корткеросского района Василий Гончаренко сказал угрожающе:

- Это приведет к коллапсу!

С таким прогнозом нельзя не согласиться, но беда в том, что сельские тропки, отныне сплошь и рядом числящиеся трассами, - проблема далеко не единственная.

Откуда взяться оптимизму?

Называя дорожный вопрос «самым напряженным моментом», новгородский губернатор Сергей Митин точно знал, о чем говорит. Сейчас заканчивается строительство 6-го и начат 7-й этап широко разрекламированной скоростной автотрассы М-11, проходящей по значительной части территории области. Грузовики с песком не сегодня-завтра сплошняком потянутся по дорогам областного и районного значения. А в том, что местным шоссе такой нагрузки не выдержать, можно не сомневаться. «Росавтодор», конечно, обещает, что обязательно их восстановит. Правда, лишь во 2-м квартале 2018 года. Откуда взяться оптимизму жителей, если более чем вероятная транспортная блокада продлится два с лишним года?

Только там, где налажено взаимодействие с руководством региона, строительство дорог идет в срок или даже с опережением.

Подобное будущее не может не вызывать опасений у новгородских властей, что, разумеется, влияет на стиль их взаимодействия с госкомпанией. Как, кстати, невозможно не согласиться и с председателем правления ГК «Российские автомобильные дороги» Сергеем Кельбахом, официально заявившим:

- Работая во многих субъектах РФ, мы знаем, что только там, где налажено взаимодействие с руководством региона, строительство дорог идет в срок или даже с опережением...

Являлась ли данная фраза констатацией того, что трассу невозможно построить в срок, или, напротив, анонсировалось близкое улучшение отношений с новгородской администрацией, понять, к сожалению, трудно. Но чиновники, как известно, для того и существуют, чтобы произносить обтекаемые фразы…

Другое дело - строители. Им скрывать и камуфлировать нечего. Да и некогда, поскольку заняты совсем другим делом - каждодневным преодолением созданных для них трудностей.

Инициатива - не повод для улучшения

Услышав заданный ему вопрос, директор ГКУ КО «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» Геннадий Лейбович только пожал плечами:

- Скажу честно: территориального дорожного фонда сегодня хватает только на ремонт, содержание дорог и - в некоторых случаях - на капремонт. Если же говорить о содержании дорожной сети, то по нормативу нам нужно направлять на это дело порядка 70% дорожного фонда. Мы стараемся идти к этому показателю и сегодня тратим процентов тридцать. А по муниципальным дорогам существует особая программа, однако денег, конечно, не хватает. Причем на мелкие объекты, где стоимость контракта не превышает 15 млн, мы по закону обязаны привлекать малые предприятия, которые, к сожалению, иногда просто не имеют ни опыта работы, ни необходимой техники, ни базы...

То, к чему приводит подобное положение вещей, несложно заметить невооруженным глазом. Впрочем, как и то, что решение проблемы все-таки существует. По крайней мере - пару лет назад в Ленобласти появились предложения объединить приватизированные фирмы под началом областной администрации и не разыгрывать конкурсы, а давать им задания как собственным структурным подразделениям.

Территориального дорожного фонда сегодня хватает только на ремонт, содержание дорог и - в некоторых случаях - на капремонт.

Что инициатива перспективна, регионалы увидели сразу. И совсем было уже настроились ее поддержать. Ведь еще когда только-только стартовала приватизация, они просили ввести пункт о том, чтобы компании, становясь частными, в течение 10 лет не имели права менять профиль своей деятельности. Но - увы… Федералы их не услышали, и с их легкой руки владельцы выкупленных предприятий получили право устраивать склады или базы, а имеющиеся машины использовать на коммерческих рейсах. Круг замкнулся…

Рассказывая об этом, Геннадий Лейбович не скрывает досады:

- Я считаю, что содержание дорог должно осуществляться только под наблюдением государства. Да, контрактами на капремонт, строительство трасс и мостовых сооружений надо торговать, выбирая лучших. А вот торги на содержание дорог - излишество. Тем более что, выиграв какой-то контракт, владелец частной компании не может быть уверен в том, что и в следующий раз он не проиграет. Так для чего он будет, скажем, тщательно чистить кюветы? А вот если он будет знать, что если сейчас сделает это хорошо, то и на следующий год понесет меньше затрат и, значит, получит прибыль, то, конечно, начнет работать намного качественнее. Это же понятно!

И как иначе, если то, о чем идет речь, можно определить понятием «уверенность в завтрашнем дне»? Причем уверенность общая - и тех, кто дороги содержит, ремонтирует и строит, и тех, кто сегодня на них каждый день мучается…

Ну, а пока региональные чиновники, водители и сами дорожники поминают злым тихим словом изменения, введенные в прошлом году в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». И, увы, имеют для этого самые веские основания.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии