Ливень Петербург не смоет: у нас целых три канализации
Краткосрочные прогнозы синоптиков пока не предвещают лютой непогоды в Северной столице. По мнению работников Гидрометцентра, сценария Сочи и Воронежа, где за короткий временной отрезок выпала в одном случае двух-, в другом - почти полумесячная норма осадков, у нас не случится, но ведь синоптики иногда могут ошибиться, да и осадки в Петербурге - не такая уж большая редкость.
По словам Анатолия Кудрявцева, заведующего кафедрой водопользования и экологии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), по настоящее время при проектировании учитывается, что раз в 12 лет в городе выпадет повышенное количество осадков.
«Технологически мы могли бы спроектировать более надежную защиту от осадков, а строители - сделать стоки больше, но это не оправдано экономически, так как очень дорого. Даже по старым ценам прокладка погонного метра трубы диаметром три метра (в этом случае технология постройки сходна с процессами при строительстве тоннелей метро - прим. ред.) стоит около миллиона рублей. При строительстве станции метрополитена такие расходы оправданы, а при строительстве небольшого подземного перехода - нет», - считает доцент СПбГАСУ.
Господин Кудрявцев отметил, что бытующее мнение о том, что в Петербурге плохие водостоки, неверно. «В Петербурге работают целых три системы канализационных сетей - полнораздельная, общесплавная и полураздельная, и здесь получается, что одна система как бы подстраховывает другую, в отличие, к примеру, от Москвы, где функционирует только одна - полнораздельная. Поэтому наше коммунальное хозяйство как раз-таки находится, образно говоря, на пике науки», - рассказывает Анатолий Кудрявцев.
Правда, за многофункциональность тоже приходится платить. Из-за болотистых грунтов водосливные сети приходится строить на достаточно больших глубинах, а это недешево. Уходят средства и на чистку коллекторов от песка, который попадает туда после зимы, когда им обильно посыпают улицы. В некоторых местах ливневые сети забиваются до 50%.
«Когда меня спрашивают, способствовало ли строительство олимпийских объектов и новой городской инфраструктуры подтоплению Сочи, я отвечаю, что, возможно, в чем-то способствовало. Ведь при большом строительстве закрываются, уходят под асфальт естественные участки земли. Твердое покрытие воду не пропускает, и она уходит в канализацию, которая может не справиться с такой нагрузкой, а на участках, где земля открыта и естественным путем впитывает влагу, в стоки, как правило, попадает только 10-15% воды», - объясняет завкафедрой водопользования и экологии СПбГАСУ.
Проектировщики считают, что, несмотря на строительные премудрости, большинство городских участков, расположенных ниже уровня почвы, будут регулярно подтапливаться. В основном это касается транспортных тоннелей, подземных переходов и негерметичных подвальных помещений. И с этим нужно смириться.
«Защиту от наводнений мы построили в Финском заливе, но от небесных потоков дамбу не построишь», - заключает Анатолий Кудрявцев.
- В Петербурге появится станция метро «Кудрово»
- Станция метро «Зенит» с 1 октября будет работать только по выходным
- Автобус номер 120 свяжет Беговую и Юнтолово
- Банки передали на взыскание коллекторам 311 миллиардов рублей долгов заёмщиков
- Главгосэкспертиза России одобрила ремонт станции метро Московская