Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Павел Созинов: в ЖКХ общественные инициативы превалируют над законодательным потенциалом чиновников

 Фото: Пресс-служба ОНФ Фото: Пресс-служба ОНФ ОНФ обратил внимание на бесправие домоуправов и работников сферы ЖКХ, на которых чиновники давно махнули рукой и списывают все беды и коммунальные проблемы. Член регионального штаба ОНФ в Петербурге, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Павел Созинов рассказал «Общественному контролю» о тех вопросах жилищно-коммунального хозяйства и деятельности управляющих компаний, которые обычно остаются за кадром обсуждений в чиновничьих кабинетах

 

- Одна из самых застарелых проблем Петербурга - это изношенность теплосетей, а также «запутанность» выставления счетов за использование теплосетей. Есть ли шанс в ближайшее время переломить эту ситуацию?

- Да, действительно, в Санкт-Петербурге, в особенности в центральных районах (Василеостровский, Адмиралтейский, Центральный, Петроградский), ряд многоквартирных домов подключен к системам теплоснабжения и водоснабжения по схеме, когда непосредственное присоединение к сетям, которые эксплуатируют ресурсоснабжающие организации, имеет один дом, а последующие за ним дома имеют последовательное присоединение. Такая схема подключения домов получила наименование «на сцепке». В законодательстве РФ отсутствует порядок расчета платы за коммунальные услуги в таких многоквартирных домах.

Однако при прохождении коммунального ресурса от дома к дому «на сцепке» происходят потери тепла. В первом доме, как правило, избыток тепла, в последнем - недостаток. Между домами, находящимися «на сцепке», возможны дефекты внутриквартальных сетей второго контура, потери теплоснабжения в связи с износом трубопроводов. Устранение дефектов решается заменой изношенных участков трубопровода на новые участки с изоляцией.

- Эта проблема решается просто или есть какие-то подвохи?

- Управляющие компании (УК) не имеют законной возможности ремонтировать участки внутриквартальных трубопроводов теплоснабжения более 2 метров, проводить замену нескольких труб ввиду того, что эти работы относятся к работам капитального характера. В то же время УК обязана поставить жителям домов коммунальную услугу. Мы предложили, учитывая вышеизложенное, исполнительным органам власти провести инвентаризацию и разграничение сетевого хозяйства между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями, когда подключен к сетям один дом, а последующие за ним дома имеют последовательное присоединение. Предложить в качестве первоочередной пилотной инициативы в краткосрочном плане, допустим, на Васильевском острове установить приборы учета на всех домах на «сцепке», выявить теплопотери и с учетом мониторинга по аварийности тех или иных участков составить план мероприятий по кардинальному решению этого вопроса.

- Еще одна большая и больная для Петербурга тема - капитальный ремонт. С Вашей точки зрения, управляющие компании должны участвовать непосредственно в ремонте?

- Подрядные организации, отобранные для проведения капитального ремонта, зачастую осуществляют эти работы некачественно, что впоследствии требует устранения недостатков. В некоторых случаях устранение недостатков работ по капитальному ремонту или их завершение неправомерно возлагается на управляющее организации. В частности, УК вынуждены за свой счет доделывать работы за подрядчиками, фактически без оплаты, за счет средств собственников помещений в МКД на текущий ремонт. Необходимо утвердить действующую процедуру передачи объекта в работу от УК выбранному подрядчику и законодательно прописать приемку объекта УК после выполненного капитального ремонта подрядчиком. В настоящее время в федеральном и региональном законодательстве необходимо четко регламентировать участие УК в капитальном ремонте.

- А само качество работ отрасль устраивает?

- В настоящее время качество подрядных работ, а также выбор подрядных организаций недостаточно регламентированы в федеральном и региональном законодательстве. В своих обращениях в ОНФ и Центр социально-экономического мониторинга «Общественный контроль» жители МКД указывают на недостатки выполненных работ. Мониторинг, проведенный активистами ОНФ, подтвердил это, причем некоторые заявленные виды работ по ряду домов не выполнены, установленное оборудование не соответствует заявленным характеристикам, подрядные организации ушли с этих объектов. В некоторых случаях жители за свой счет оплачивают работы, не дождавшись их включения Региональным оператором в краткосрочный план капремонта.

- Люди перечисляют свои деньги за коммунальные услуги. А вот как эти средства доходят непосредственно до тех, кому адресованы?

- В настоящее время фиксируются задержки перенаправления в УК денежных средств за жилищные и коммунальные услуги, перечисляемые собственниками, нанимателями через расчетный центр ГУП «ВЦКП ЖХ», который является расчетным центром по договору. ГУП ВЦКП ЖХ обслуживает более 70% платежей за жилищно-коммунальные услуги в Санкт-Петербурге. Согласно действующему законодательству, собственники, наниматели помещений многоквартирных домов должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги поставщику услуг - УК, ТСЖ, ЖСК. Однако в большинстве случаев средства направляются на счет ГУП «ВЦКП ЖХ», причем обезличенно, единой суммой. Отчеты по поступлениям в ГУП, перечислениям ВЦКП за коммунальные ресурсы направляет в УК только через 1-1,5 месяцев, в основном по запросу УК. Также ВЦКП не дифференцирует информацию по платежам граждан, несмотря на обязанность ВЦКП перечислять средства 4 раза в месяц, в действительности - 1- 2 раза в месяц. Альтернативой может быть использование других расчетных центров, но ввиду того, что ГУП «ВЦКП ЖХ» является структурой, непосредственно подчиненной городу, оно навязывается УК, фактически монополизируя этот вид услуг.

-Город прямо заполонили непрофессиональные граффити. Расскажите, как УК должны с ними бороться?

- Некоторые виды работ, которые выполняют УК, законодательно не отнесены к видам текущего ремонта. В частности, обязанность удалять или закрашивать несогласованные граффити с фасадов многоквартирных домов лежит на управляющих компаниях. Услуги и работы по управлению и обслуживанию многоквартирного дома выполняет управляющая компания по договору с собственниками, в котором прописан перечень задач для исполнителя. Постановлением же Правительства РФ от 3 апреля 2013 года учрежден минимальный список работ и услуг, прописанных в договоре и необходимых для поддержания жилого дома в надлежащем состоянии, и в нем отсутствует задача для исполнителя - очищать фасады от граффити и других самовольных изображений.

Удаление граффити за счет УК со стен дома является по факту нецелевым использование средств, собранных с жильцов. В случае же не проведения работ по восстановлению стен и удалению граффити на УК налагается штраф. Очевидно, что следует актуализировать и уточнить перечень услуг, предоставляемых УК.

Еще одна проблема - это сложности с доступом УК к подвалам и помещениям, находящимся в собственности у третьих лиц, спецобъектам (например, бомбоубежищам). Необходимо четко регламентировать процедуру выделения средств на их содержание, не перенося эти затраты на УК.

- Давайте поговорим о задолженности перед УК за помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга.

- В собственности Петербурга находятся жилые и нежилые помещения, расположенные в МКД, которые передаются в пользование третьим лицам на срок менее одного года. Арендаторы не всегда оплачивают потребляемые ими услуги и не участвуют в содержании и ремонте общего имущества собственников МКД, что приводит к убыткам управляющих организаций - возмещение понесенных затрат возлагается на собственников помещений в МКД, либо за счет прибыли управляющих организаций.

Также со стороны районных администраций отсутствует должный контроль за неиспользуемыми помещениями, находящимися в собственности города, и за нанимателями. В результате оплата за эти помещения перечисляется нерегулярно и не в срок, в том числе по договорам социального найма.

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) должен актуализировать данные по арендуемым помещениям. Следует также установить одним из условий заключения договора аренды с будущими арендаторами, заключение либо предварительного договора с управляющей организацией, либо трехстороннего договора, одной из сторон которого выступит УК.

- До сих пор нет четкого механизма определения квартплаты. Зачастую все измеряется «на глазок». Что предлагают эксперты ОНФ?

-Несмотря на то, что по закону собственники сами обязаны ежегодно определять на общих собраниях, сколько они будут платить за содержание и ремонт, управляющие организации в договорах предлагают собственникам платить в размере, установленном региональной властью. Плата должна быть дифференцирована. Иными словам, нельзя устанавливать для всех домов города одинаковый размер платы, поскольку сами дома сильно различаются по степени износа и благоустроенности.

Управляющие организации несут ответственность только тогда, когда будет доказана их вина за ненадлежащее содержание общего имущества. Однако в подобных отношениях ответственность должна основываться на риске, то есть управляющие организации должны нести ответственность в любом случае, если не докажут, что нарушение договора произошло по форс-мажорным обстоятельствам.

Любое использование общего имущества может осуществляться только с разрешения собственников. Однако не редки случаи, когда управляющие организации сдают в аренду участки крыши сотовым операторам для размещения оборудования, продают подвальные помещения домов и т. п. Кроме того, магазины, располагающиеся на первых этажах домов и имеющие крыльцо, находящееся на земле, входящей в общее имущество, не платят за него.

По мнению жителей, перечень видов работ по капитальному ремонту не является исчерпывающим. Жители указывают на необходимость комплексного проведения ремонта, особенно сетей.

Стоит упомянуть и непрозрачность начисления платежей: собственникам зачастую непонятно, за какие именно услуги им предлагают заплатить управляющие компании, откуда взялся перерасчет и дополнительные платежи. Качество коммунальных услуг, в том числе связанное с проблемами прохождения отопительного сезона, крайне низкое.

- Какие предложения были внесены непосредственно со стороны ОНФ?

- Напомню, что сам вопрос о повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ был поставлен президентом России, лидером ОНФ Владимиром Путиным еще в мае 2013 года на заседании Государственного совета РФ «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг». Мы обратили внимание на формальные подходы к выдаче лицензий управляющим компаниям, к аттестации специалистов - следует устранить соответствующие недостатки. Особое внимание необходимо уделить управляющим компаниям, получающим лицензии, но не имеющим домов в управлении и, соответственно, опыта управления.

Кроме того, требуется определить критерии по оценке управляющих компаний в соответствии с принятым Федеральным законом о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.07.2014 № 255-ФЗ, так как проверки управляющих компаний являются в большей степени формальными и не опираются на реальную практику работы.

Наконец, Минстрою необходимо четко регламентировать исчерпывающие перечни видов работ текущего ремонта и капитального ремонта, представить для обсуждения методику выбора подрядчиков, сформулировать принципы общественного контроля в ЖКХ. Пока же общественная инициативы превалируют над законодательными инициативами чиновников.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антонина, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии