Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Новгородская область может восстановить «автобусную монополию»

 Фото: Наталья Кремнева Фото: Наталья Кремнева В начале прошлого года правительство Новгородской области приняло на себя полномочия по организации транспортного обслуживания населения, за которое раньше отвечали муниципалитеты. А вместе с полномочиями получило и крупное автотранспортное предприятие. Такое решение вызвало бурю критики и обвинений. Спустя год можно оценить, кто был прав в том споре, а также проанализировать перспективы автобусных перевозок в регионе

Вместо автобуса - туалет за 2 миллиона

Оппоненты областных властей год назад называли это решение «хитрым трюком», ведь бюджет имел обыкновение накапливать долги перед перевозчиками по компенсации их выпадающих доходов - разницы между установленным тарифом и реальной ценой билета, посильной для пассажира. Некоторые предприятия даже судились с правительством, причем успешно.

Новых собственников просто умилил «суперевроремонт» туалета, обошедшийся в 2 млн рублей. Комфорт и гигиена - это хорошо, конечно, но не на транспортном предприятии, которое за 26 лет не купило ни одного нового автобуса, добивая «Икарусы» советских времен

Значительный долг накопился, например, и перед АО «Автобусный парк», на долю которого приходится 60% перевозок в областном центре. Теперь же, когда дума Великого Новгорода передала 100% капитала акционерного общества областному правительству, можно было сказать с полным правом: «Кому я должен - всем прощаю». Кстати, реальность такого мотива исключить нельзя.

Однако понятно, что «забыть» о долге - это был бы не выход из положения, а, скорее, путь к окончательному банкротству всех автотранспортных предприятий - и муниципального, и частных. «Автобусный парк» и так уже находился в шаге от разорения. В мае прошлого года его кредиторская задолженность превысила 200 млн рублей. И в среднем каждый месяц приносил акционерному обществу еще 12 млн убытка. При этом основные фонды предприятия оценивались в 200 млн. Так что к концу года имущество могло пойти с молотка.

Новый собственник сменил топ-менеджмент, весь состав совета директоров и провел серьезный аудит финансовой деятельности предприятия. Как и ожидалось, ревизионная группа обнаружила множество нерациональных расходов, причем касались они не только чрезмерных вознаграждений руководству убыточного предприятия. Новых собственников просто умилил «суперевроремонт» туалета, обошедшийся в 2 млн рублей. Комфорт и гигиена - это хорошо, конечно, но не на транспортном предприятии, которое за 26 лет не купило ни одного нового автобуса, добивая «Икарусы» советских времен и хорошие, но «бывшие в употреблении» автобусы из Германии и Скандинавии, которые когда-то удалось добыть благодаря побратимским связям Великого Новгорода.

Всего лишь оптимизировав расходы, предприятие снизило месячные убытки на 7,5 млн рублей, а в последнем квартале даже получило прибыль в 5,3 млн, благодаря чему начал обновляться автопарк.

«Тришкин кафтан» пассажироперевозок

В областном правительстве полагают, что спасение «Автобусного парка» состоялось. Однако надо заметить, что его банкротство не стало бы катастрофой для жителей Великого Новгорода: есть еще два предприятия, обслуживающие городские маршруты. Конкуренты, возможно, только обрадовались бы краху бывших «муниципалов».

Гораздо тревожнее положение в новгородской «глубинке». Проблема - в ее малонаселенности. В губернии насчитывается 3718 населенных пунктов, и только в 13 живут больше 5000 человек, а 2500 пунктов имеет население менее 50 человек. Последняя перепись зафиксировала 694 деревни без постоянного населения. Некоторые из них окончательно умерли, но в иных население летом все же появляется - это горожане-дачники, которым тоже требуется автобусное сообщение.

В свое время это демографическое своеобразие Новгородчины стало причиной конфликта между областной властью и РЖД. Вступив с железнодорожным монополистом в спор об обоснованности сумм, которые те требовали на дотацию перевозок населения (а претензии доходили до 1,5 млрд рублей в год), местный департамент транспорта провел целое расследование. Весьма увлекательное, кстати. Например, обнаружилось, что РЖД имеет обыкновение возить «пассажиропризраков» за счет областного бюджета. Средняя населенность вагона (т. е. среднее количество пассажиров, перевезенных в нем) составляла 7,9 человека - при том, что число мест в пассажирском вагоне - от 64 до 90. То есть перевозился воздух.

Губернские власти нашли было альтернативу: 85% перевозок, которые выполняли пригородные электрички, заменить автобусными рейсами, благо автодорог на Новгородчине - куда больше, чем рельс. Но, увы, получили «тришкин кафтан»: если меньше платишь РЖД, то больше требуют «автобусники». Демография-то не меняется!

Казенная палочка-выручалочка

- Я, конечно, за коммерцию и конкуренцию, но с большим опасением относился к приватизации транспортных предприятий, которые оказывают услуги населению. Считаю, что эта услуга имеет большое социальное значение, и государство должно контролировать ее качество, - подчеркивает вице-губернатор Юрий Маланин, курирующий эту отрасль.

Вот только что разразился транспортный скандал в скромном Парфинском районе: перевозчик решил работу прекратить: отчитываясь за 2014 год, он не смог подтвердить документально реальность своих расходов. Виной тому стало отсутствие надлежащего учета. Перевозчик пытался отчитаться за затраты на приобретение топлива, совершенно не совпадающие с количеством и протяженностью маршрутов, выходов на линию, с нормой, указанной в паспорте транспортного средства и его эксплуатационной карте. Выяснилось, что допускались необоснованные холостые пробеги: водители разъезжали на автобусах по своим делам. Такие расходы областной комитет по тарифной политике не принимает. Вот предприятие и обнаружило, что работать в Парфинском районе ему невыгодно.

Похоже, что структура доходов предприятия тоже не была прозрачной - возможно, что и для его владельца. Водитель, допустим, один билет мог продать двум-трем пассажирам: не отрывал его вовсе или забирал у того, кто вышел на остановке посреди маршрута. Трудно сказать даже, не знал об этом владелец или делал вид, что не знает, но кассу предприятия эти рубли точно не пополняли.

На мысль о подобных махинациях наводит ситуация, в которую попало то же АО «Автобусный парк» - областная казна на правах нового владельца бросила в «парфинский прорыв» именно его. Местные водители, которым была назначена более чем приличная по районным меркам зарплата в 25-30 тысяч рублей, после первых же проверок «на линии» очень быстро поувольнялись. «Автобусный парк» вынужден использовать шоферов из областного центра, снимать для них жилье, платить командировочные. К тому же в этой экстраординарной ситуации перевозчику, не прошедшему через процедуру конкурса, компенсаций не полагается. Однако, даже пользуясь только «голым» тарифом, новгородцы несут убытки в пять раз меньше, чем прежний перевозчик.

В июне, видимо, транспортный кризис накроет другой район области - Крестецкий. После того как там сократили количество рейсов (но не маршрутов - то есть потенциальных пассажиров теоретически не должно быть меньше), ООО «Межмуниципальное пассажирское автопредприятие-1» объявило, что себестоимость его услуг вырастает почти вдвое. Поскольку новый тариф не одобрили, руководитель ООО известил, что обслуживание прекращает, да еще и обратился в прокуратуру с заявлением, что занижением тарифа его хотят вытеснить с рынка.

Судя по всему, и здесь на выручку придет казенный «Автобусный парк».

Вперед, в прошлое?

Получив в собственность крупное транспортное предприятие, областные власти получили и некий инструмент, позволяющий оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку. Складывается ощущение, что «Автобусный парк» постепенно может превратиться в подобие старого пассажирского автотранспортного объединения советских времен, обслуживавшего всю область. Оно имело возможность компенсировать экономические потери на одном участке доходами на другом. Уж не движется ли Новгородская область к воссозданию такого крупного государственного предприятия?

- Хотим мы этого или нет, но тенденция такая складывается сама собой, что мы с вами видели на примере Парфинского района. Если на конкурс в этом районе никто из коммерсантов не выйдет - значит, там так и будет работать государственное предприятие «Автобусный парк». Так же ситуация может сложиться и в любом другом районе, - говорит Юрий Маланин. - Как государственник, я еще раз повторяю: там, где оказывается социально важная услуга, должна быть государственная монополия.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии