Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

В Карелии фермеры и сетевики пытаются прийти к компромиссу

В Петрозаводске предприниматели, представители торговых сетей и органов власти ищут доступные пути для попадания карельских продуктов на прилавки магазинов. Как пытаются построить выгодные взаимоотношения между продавцами и производителями, выяснял «Общественный контроль»

Традиционно считается, что карельским продовольственным товарам крайне сложно конкурировать с более дешевой продукцией из южных регионов страны, однако, есть и другая точка зрения.

- Проблема несколько преувеличена, - рассказал корреспонденту ОК-информ заместитель директора по научной работе Института экономики Карельского научного центра РАН Евгений Жирнель. - Конечно, крупным торговым сетям требуются поставщики, работающие с большими партиями товара. Такие производители есть в Карелии и с ними ведется работа. В конечном итоге магазинам выгоднее сотрудничать с местными поставщиками - так они сокращают транспортные издержки.

Но более мелкие предприятия традиционно не попадают в сферу интересов сетевиков из-за небольших объемов производства. Эти фирмы переживают не самые лучшие времена. Чтобы их поддержать сейчас для них разрабатываются специальные торговые проекты.

Так, по словам Евгения Жирнеля, один из крупных ритейлеров организует в своих магазинах «Уголки фермера» - по сути, небольшие отделы, торгующие продукцией карельских предприятий. Зачастую она стоит дороже конкурирующих брендов с юга России, но в случае с местными продуктами делается упор на высокие экологические качества продукции, а также на потребительский патриотизм - люди зачастую стремятся поддержать местных производителей.

Также в поставках от мелких предприятий заинтересованы и небольшие магазины, в частности, одна из торговых сетей в Петрозаводске насчитывает уже 11 компактных торговых точек, которые специализируются на карельских продуктах.

Как выяснилось, некоторые карельские производители уже успели выйти за пределы республики и реализуют свою продукцию даже в южных регионах России. Например, один из карельских фермеров продает туда семенной картофель - секрет успеха в том, что на севере меньше вредителей и заболеваний, характерных для более теплого климата.

Хуже обстоят дела с совсем мелкими производителями, чья продукция может быть произведена в рамках подсобного хозяйства. Сейчас такие предприниматели трудятся в условиях серого рынка, и карельские власти планируют легализовать их малый бизнес. Одним из шагов может стать создание небольших продуктовых рынков в различных городах.

- Основной же проблемой мелких производителей в Карелии стала их разобщенность, - подчеркнул Евгений Жирнель. - Фермерам не хватает объединения, а оно очень важно, так как сообща они могли бы решать более глобальные проблемы. Поэтому сейчас разрабатывается проект Ассоциации сельских предпринимателей. Такая организация стала бы очень полезной для карельских фермеров.

Материалы по теме