Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Авиакара для Сыктывкара

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков В аэропорту Сыктывкара власти города и республики намерены возвести элегантный международный терминал. Между тем остается печальной судьба недостроенного аэропорта Соколовка, расположенного всего в 20 километрах от столицы Коми и предназначенного для взлета и посадки самых современных гражданских авиалайнеров

Есть вероятность, что потраченные на него немалые средства окажутся выброшенными на ветер. При этом лайнеры будут садиться и взлетать практически в центре крупного города. «Общественный контроль» разбирался в причинах столь странного решения.

Самолеты оказались в центре города

Началом деятельности сыктывкарского аэропорта можно считать 1949 год, когда было установлено регулярное сообщение Сыктывкар - Горький - Москва. Аэродром же возник еще раньше - в 30-е годы. Под него приспособили колхозное поле на окраине города.

Но Сыктывкар быстро рос и развивался, вместе с ним расширялся и аэропорт. Открывались новые авиалинии, и к началу 1980-х годов воздушные ворота столицы республики, которые пропускали через себя около 1,2 млн пассажиров в год, стали слишком тесными. Сам аэропорт оказался уже не на окраине, а практически в центре города, что создало определенную угрозу для жителей.

И вот 30 июня 1981 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О развитии гражданской авиации», предполагающее, в частности, строительство нового аэропорта в окрестностях Сыктывкара. В качестве авиаплощадки избрали местечко возле заброшенной деревни Соколовка. Строительство развернулось уже на следующий год после принятия постановления. Предполагалось за десять лет возвести аэропорт на уровне мировых стандартов - с современной аэронавигационной системой, взлетно-посадочной полосой для приема новейших типов самолетов и просторным аэровокзалом с пропускной способностью до 600 пассажиров в час, также был запланирован и отдельный международный сектор.

К началу 90-х годов уже была готова взлетно-посадочная полоса, построены аэровокзал и административный корпус, начала работать на современном оборудовании переведенная из действующего аэропорта большая часть аэронавигационной службы. Однако переход к рыночной экономике больно ударил по гражданской авиации, количество авиаперевозок в Коми резко сократилось. Действующий сыктывкарский аэропорт уже принимал всего от 70 до 80 тысяч пассажиров в год и вполне справлялся с нагрузкой, а вот на строительство аэропорта в Соколовке средств не было. Его заморозили, когда все было готово уже на 80%.

Под охраной двух собак

Корреспондент ОК-информ на днях побывал в недостроенном аэропорту и застал весьма жалкое зрелище: из всех выстроенных объектов действовал только один - здание, в котором размещается аэронавигационная служба, обслуживающая пролетающие над южными районами Коми самолеты. Вся остальная часть создавала ощущение, что здесь когда-то проходило небольшое сражение с применением артиллерии.

Охраняют все это заброшенное хозяйство два здоровенных пса, один их которых сидит на цепи, а второй бегает на свободе - он отчаянно лает, но на людей, к счастью, не бросается.

Недоделанный терминал похож на место, где разворачивались основные бои: в огромных окнах нет стекол, кругом битый кирпич, проржавевшие железные балки. На летном поле свалены автомобильные шины. Взлетно-посадочная полоса заросла пробивающимися через бетонные плиты травой и кустарником. Как заявил несколько лет назад заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики Коми Сергей Иванов, почти 90% объектов, построенных в Соколовке, пришли в негодность, а чтобы их снести и построить заново, потребуется не менее 5 млрд рублей.

Уравнение и неизвестные

Между тем гражданская авиация Коми с каждым годом набирает обороты. Сыктывкарский аэропорт уже принимает самолеты классов Boeing и Embraer, связавшие столицу Коми с Москвой, Петербургом, Казанью, Нижним Новгородом, Пермью, Челябинском, Екатеринбургом, Анапой, Сочи и Симферополем. Кроме того, выполняются чартерные рейсы в Барселону, Хургаду, Ираклион и Анталью. Легкие двухмоторные L-410 летают почти во все города и районные центры региона.

В середине нынешнего апреля градостроительный совет Сыктывкара утвердил проект международного терминала действующего городского аэропорта. Его возведение обойдется в 800 млн рублей

Неудивительно, что в XXI веке вновь стал вопрос о том, чтобы разморозить и довести до ума аэропорт в Соколовке.

Два года назад руководитель федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько в ходе рабочего визита в Сыктывкар осмотрел недостроенный аэропорт и пообещал поддержать проект завершения строительства. По его словам, потребуется не очень много средств из федерального бюджета, чтобы довести взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и перрон до эксплуатационного состояния.

Осенью прошлого года врио главы Коми Сергей Гапликов, незадолго до этого вступивший в должность, побывал в Соколовке и выразил надежду на восстановление недостроенного аэропорта.

Но с тех пор о Соколовке больше никто не заикался. Более того, в середине нынешнего апреля градостроительный совет Сыктывкара утвердил проект международного терминала действующего городского аэропорта. Его возведение обойдется в 800 млн рублей.

Корреспонденту ОК-информ глава администрации Сыктывкара Андрей Самоделкин объяснил необходимость его возведения тем, что без этого шага якобы невозможно увеличить количество международных рейсов, в чем очень заинтересованы и город, и республика.

- Что касается Соколовки, то это уравнение со многими неизвестными, - заявил корреспонденту ОК-информ мэр столицы Коми. - Те планы, которые мы для себя вписали два года назад, когда к нам приезжал господин Нерадько, до сих пор не исполнены. Предполагалось, что Российская Федерация за свои деньги восстанавливает взлетно-посадочную полосу, устанавливает светосигнальное оборудование, ограждение аэродрома, дорогу вокруг него. Все остальное делает республика, для чего это хозяйство необходимо передать из федеральной собственности в республиканскую. Однако процесс этой передачи не осуществлен. Федеральные деньги на аэропорт Соколовка в этом году не заложены.

Заметим, большинство сыктывкарцев, привыкших к тому, что до аэропорта можно дойти пешком, не так уж и жаждут, чтобы его перенесли за город. И все-таки это ненормально, когда большие авиалайнеры садятся в центре крупного города, а в 20 км оттуда пропадает аэропорт, вполне достойный столицы промышленного региона.

 
Человек города Человек города: Даниил, школьник, 14 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии