Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Блокадные фотографы

Как мы представляем себе блокаду Ленинграда? Чьими глазами на нее смотрим? Кого благодарить за яркие и значимые для самоидентификации горожанина образы, созданные с помощью «лейки и блокнота»? Давайте вспомним этих людей

Kогда окунаешься в массу блокадных фотографий, не можешь не удивляться небольшому кругу авторов, их создававших. Одни и те же фамилии мелькают от одной подборки фото к другой. Почему? Дело в особом режиме, который был введен в городе, и шире - в том, как вообще жил блокированный Ленинград. Особым указом должны были быть сданы в органы внутренних дел все волновые радиоприемники и все фотоаппараты. То есть, по определению, никаких частных фото того времени быть не должно.

Фото из блокадного Ленинграда стали мощным оружием в войне - наравне с танками и самолетами.

Впрочем, как у нас водится, закон этот (за нарушение которого полагалось 5 лет исправительных работ) исполнялся не до конца, скорее - кампаниями, облавами. Поэтому частные фото, конечно, есть, но их не очень много. И то, что фото из Ленинграда перед печатью проходили строгую цензуру – тоже, с одной стороны, конечно, плохо, так как картина получается неполная. Но с другой - делали-то их профессионалы высшего класса, и именно поэтому фото из блокадного Ленинграда вошли в золотой фонд советской военной фотографии, стали мощным оружием в войне - наравне с танками и самолетами. А после войны они помогают сохранить память о подвиге горожан.

Что до городской жизни как фактора риска - то и его нельзя снимать со счетов: общая истерия, шпиономания, нагнетаемая накануне и в первые месяцы войны приводила к комическим, а иногда и трагическим случаям. В лучшем случае разъяренная толпа могла сдать в милицию фотографирующего город, а в худшем - еще и избить по дороге.

Трахтенберг, Бродский, Кудояров - эти три фамилии чаще всего мелькают в подписях к блокадным фото. О них и расскажем.

 

 

Давид Михайлович Трахтенберг родился в 1906 году, и к концу 30-х был уже известным фотокорреспондентом «Ленинградской правды». Оставался он на этом посту и долгое время после войны. В последние годы, когда открылись и стали доступными фотоархивы, мы как бы узнали и увидели двух фотографов по фамилии Трахтенберг. Первая часть снимков, известная нам с детства, - это выполненные особым, плакатным языком немногочисленные кадры, сделанные для пропаганды, для «Окон ТАСС», перенесенные на плакаты. Вторая же группа - более широкая - открывает нам всю жизнь ленинградцев в блокаду, всю трагедию города, на три года закрытого в кольцо. Трахтенберг пробыл в городе все 900 блокадных дней и выпустил после войны знаменитые альбомы «Подвиг Ленинграда», «Город-герой Ленинград», «Невский проспект в годы войны и мира».

 

 

 

 

Александр Иванович Бродский родился в 1903 году, закончил геофак Ленинградского университета, а потом Школу красных журналистов. Прошел с фотоаппаратом Финскую войну, был флотским журналистом, сотрудничал с газетами Балтийского флота, а в годы Великой отечественной - с «ЛенТАСС». Прошел всю войну, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, его фото также стали символами сопротивления блокадного города. После войны создал общественный факультет фотожурналистики при Ленинградском доме журналиста и руководил им, вырастил не одно поколение ленинградских фотографов.

 

 

 

 

 

 

 

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году. Он стоял у истоков советского фотоискусства, участвовал в конце 20-х в деятельности «Объединения новых видов художественного труда “Октябрь”» вместе с Родченко, Игнатовичем и Лангманом. Всю блокаду провел в городе и составил фотолетопись событий в три тысячи кадров, что кажется для современной цифровой эпохи небольшим числом. Однако для того, «пленочного» времени это был громадный архив. Борис Павлович понимал важность событий происходивших вокруг него, и сам говорил: «...снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Ее обязан вести каждый репортер, ибо он ответствен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем...».

 

 

 

 

Конечно, были и другие:  Крапивницкий, Лосев, Мазелев, Михайлов, Тарасевич, Федосеев, Чертов, Трахман, Уткин, Нордштейн. Их фотографии уже появлялись и будут появляться в наших статьях о блокаде.

Фотоистория блокады Ленинграда - особый, важнейший этап в развитии отечественной фотожурналистики. Во время войны, в исключительно суровых условиях, ленинградские фотографы смогли запечатлеть и донести до нас всю трагедию и героизм подвига Ленинграда и его жителей. И нельзя сказать, что строгая военная цензура помешала им передать твердость духа ленинградцев, их сопротивление врагу и их огромную трагедию. А то, что показано это было без «желтизны», стремления напугать и привлечь ужасающими картинами зрителя, достойно и точно - в этом заслуга, мастерство и подвиг блокадных фотографов. Мы видим Ленинград таким, каким и должны, - переживающим чудовищную трагедию, но борющимся и выстоявшим.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии