Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Судебная реформа в России - дорога без конца

 Фото: Наталья Шкуренок Фото: Наталья Шкуренок В Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина завершила свою работу научно-практическая конференция «К 150-летию судебной реформы в России: законодательная политика по совершенствованию судебной системы - история и современность», организованная Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Обозначив самые актуальные и на сегодняшний день проблемы современной судебной системы, участники поставили огромное количество вопросов, однако не на все из них смогли найти ответы

Открывая конференцию, Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы Федерального собрания РФ отметил, что судебная реформа Александра II не теряет актуальности и полтора столетия спустя. «И знаменательно, что именно в юбилейном 2014 году Госдума приняла поправку к Конституции о судах и прокуратуре, что сейчас идет ее реализации, - заметил господин Нарышкин. - И что в этом же году после воссоединения с Россией началась интеграция Крыма в российское правовое пространство. Хотел бы отметить, что на повестке дня весенней сессии появились проекты законов поправок, регулирующие вопросы нагрузок на судей, вопросы компетенции. И особенно актуальным является и вопрос повышения качества всего правотворческого процесса».

Обращаясь к историческому опыту, участники конференции отметили, что из всех реформ XIX века судебная реформа Александра II получила самые высокие оценки как современников, так и историков. Реформа стала ключевым событием на пути к развитию правового государства, стала фундаментальной основой государственной власти, актуальной и сегодня. Ведь именно тогда, в середине позапрошлого века, судебная власть была отделена от административной, появился состязательный процесс, суд присяжных. Главные цели этой судьбоносной реформы сам император Александр II определил в своем указе: «Утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших».

Без реформы 1864 года в России невозможна была бы юридическая профессия в том виде, в каком она существует сейчас. Но, главное, без нее не началось бы поступательное движение России по пути цивилизованного развития, необходимость которого правящая элита страны так остро почувствовала после сокрушительного поражения России в Крымской войне.

- Напомню, что эти поражения в Крыму заставили элиту обратиться к императору с требованием: дальше так жить нельзя, - считает Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ. - Моментально был намечен системный план масштабных реформ всех сфер жизни, и эту попытку нужно оценить по достоинству. Но нужно понять и трагическую драму - судебная реформа, как и другие, вскоре забуксовала, что позволило заговорить о крахе реформ в 70-х годах. Объяснить это можно по-разному, но нельзя не учитывать и действия властей, и культурную среду, и многие другие аспекты, которые невозможно было изменить за такой короткий срок. Мы прекрасно понимаем, что мы все - дети своего общества, и это прекрасно показано на примере судебной реформы Александра II. Ее половинчатость стала одной из главных причин неудачи.

Известно, что принятая в 1864 году прогрессивная судебная реформа, вскоре забуксовала. Уже в 1866 году было издано положение, по которому судьи перешли в полное подчинение губернаторам. Параллельно проходила крестьянская реформа, которую тоже справедливо упрекали в половинчатости: крестьянам дали волю без земли, оставив их во власти общины. И даже в суде они не могли найти защиты - сохранялась сословная подчиненность: все служилое сословие, чиновники, полиция, не говоря уже о дворянах, были выведены из-под действия судов. И получалось, что равного суда как не было, так и нет. В стране царила коррупция и чиновничий произвол. Когда император Александр попытался исправить положения некоторых реформ, недовольными оказались все сословия, наступила реакция.

- Когда некоторые историки и политики говорят, что народ не был готов к реформам, я не могу с этим согласиться, - сказал Валерий Зорькин. - Я не знаю ни одного народа, который был бы готов к таким масштабным реформам. Но тот опыт очень важно учесть современным политикам: если в стране существует 16-кратный разрыв между зарплатами, коррупция - в этих условиях сложно говорить об экономическом развитии. Чтобы реформа суда стала большой увертюрой или первым актом прекрасной оперы, а не закончилась танцами маленьких лебедей, надо приложить все усилия, извлечь уроки из прошлого, консолидировать элиту и народ и выполнять Конституцию.

О правозащитной функции судебной власти, закрепленной в ряде статей Конституции РФ, напомнил собравшимся Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ.

- Для прокуратуры, защита конституционных свобод граждан, интересов общества и государства, всегда оставалась главной задачей, - сказал господин Чайка. - В течение целого ряда лет мы наращивали надзорные усилия по пресечению нарушений в сфере ЖКХ, отстаивали трудовые, пенсионный и иные социальные права граждан. Расширены права прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией, экстремизмом, защите предпринимательства.

Сторона обвинения заведомо находится в более выгодном положении, чем защита, - считает господин Бастрыкин. - И следователи поставлены в такие условия, что они, фактически, выступают обвинителями, а не исследователями истины. Но ведь мы ищем не победителей, а истину!

По мнению генерального прокурора, и сейчас нет ясности со статусом прокурора в суде апелляционной инстанции. Кто он - государственный обвинитель, или просто представитель одной из сторон процесса? Этот вопрос требует законодательного регулирования, как и вопрос о сделке с правосудием. А ведь эта форма правосудия применяется сейчас очень широко - до 65% уголовных дел рассматривается по этой форме.

- Считаю, что пришло время вернуться к вопросу о восстановлении баланса полномочий между прокуратурой и следствием с тем, чтобы они соответствовали международным стандартам судопроизводства, - сказал Юрий Чайка. - Хочу подчеркнуть: прокуратура ни в кое мере не подменяет собой суд, это лишь одна из составляющих судебной системы.

Александр Бастрыкин, председатель следственного комитета РФ, заявил, что, по его мнению, судебные процессы в России традиционного не являются состязательными, что судье отведена роль пассивного рефери, что оправдательный приговор в уголовном процессе - крайняя редкость: по статистике, только 4,5% таких судов заканчиваются оправдательными приговорами, тогда как суды с участием присяжных в 20% случаев оправдывают подсудимых.

- Сторона обвинения заведомо находится в более выгодном положении, чем защита, - считает господин Бастрыкин. - И следователи поставлены в такие условия, что они, фактически, выступают обвинителями, а не исследователями истины. Но ведь мы ищем не победителей, а истину!

По мнению проректора МГУ, доктора юридических наук, одного из создателей российской Конституции 1991 года Сергея Шахрая, судебная реформа Александра II получилась глубокой и основополагающей настолько, что приняла характер конституционной, то есть изменения в судебной сфере потянули за собой цепочку последующих структурных преобразований в системе власти. Нечто подобное произошло и в 1991 году, когда новая Россия писала новую Конституцию: в ее основание во многом легли принципы построения власти, выдвинутые нашими предшественниками.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии