Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Электрички: отменить нельзя оставить

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Противостояние РЖД и региональных властей набирает обороты. С 1 февраля сокращение пригородных поездов может затронуть и Ленинградскую область. По предварительным оценкам пассажиры могут лишиться 15% электричек

 

О полной же отмене электропоездов в нашем регионе, как это уже произошло в Вологодской области и запланировано с 1 февраля в Псковской области, речи пока не идет. Всего же ограничения могут затронуть около 20 субъектов РФ.

Полная отмена сообщения

Новость о полной отмене с 1 января 2015 года всех пригородных пассажирских поездов в Вологодской области, первоначально казавшаяся неудачной предновогодней шуткой, оказалась реальностью.  Местная «дочка» РЖД приняла такое решение «ввиду отсутствия финансирования и компенсации убытков от пригородных перевозок со стороны правительства области». 

В конце декабря 2014 года Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) объявила об отмене электричек в Псковской области с 1 февраля 2015 года.

В свою очередь региональные власти заявили, что перевозчик предъявляет необоснованные затраты на пригородные перевозки.

По аналогичному сценарию развивается ситуация и в Псковской области. В конце декабря 2014 года Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) объявила об отмене электричек по территории региона с 1 февраля 2015 года.

23 января в СЗППК подтвердили планы полного прекращения сообщения «ввиду отказа Псковской области субсидировать пригородные перевозки и без сформированного заказа субъектом РФ». Также с 1 февраля будет прекращена реализация проездных документов на пригородные поезда, и, как следствие, будут закрыты билетные кассы на станциях Псков и Дно, ответили в компании на запрос OK-inform.

Очередь за Ленобластью

По данным РЖД, на конец 2014 года лишь 10 субъектов РФ полностью возмещали выпадающие доходы перевозчиков. В число регионов, вовсе не предусмотревших компенсацию выпадающих доходов пригородных перевозчиков, входила и Ленинградская область.

30 декабря между правительством Ленобласти и руководством Октябрьской железной дороги была достигнута договоренность об осуществлении перевозок в прежнем объеме в январе 2015 года, следует из сообщения руководства региона.

- В течение января стороны проводят консультативные встречи, на которых решаются вопросы о размерах движения пригородных поездов и заключении договора на 2015 год, - пояснили в СЗППК. - Итогом встреч должно стать решение правительства субъекта РФ либо о предоставлении субсидии компании-перевозчику, либо о сокращении размеров движения пригородных поездов по территории Ленобласти и изменении тарифа.

Если правительство субъекта РФ примет решение об оптимизации размеров движения пригородных поездов, то сокращение объемов перевозок по территории ЛО возможно на 15%.

При этом по данным пригородной компании, в бюджете региона на 2015 год средства на компенсацию убытков от перевозок по регулируемым тарифам не предусмотрены.

«Если правительство субъекта РФ примет решение об оптимизации размеров движения пригородных поездов, то сокращение объемов перевозок по территории Ленинградской области возможно на 15%», -  говорится в ответе СЗППК. В то же время в компании подчеркивают, что вопрос о полном прекращении перевозок не ставится.

«Переговоры ведутся, окончательного решения пока нет. Оно должно появиться в ближайшее время, - прокомментировали ситуацию OK-inform в пресс-службе правительства Ленобласти. - В бюджет 2015 года включена оплата льготных перевозок. Другие субсидии пока не предусмотрены».

Между тем тарифы на проезд в электричках по территории Ленобласти с 1 января повысились почти на 18%. Кроме того, пригородная компания ввела сбор 100 рублей за покупку билета в поезде или кассе станции назначения при наличии действующей кассы на станции отправления. Впрочем, власти региона уже начали кампанию с привлечением ФАС и прокуратуры за отмену сбора. СЗППК, со своей стороны, заявляет об открытии дополнительных кассовых окон в «часы пик» и предлагает гражданам оформлять абонементные билеты.

На высшем уровне

Вопрос компенсации пригородных перевозок имеет для железнодорожной монополии большое значение. По итогам 2014 года РЖД оценивает свои убытки от использования электричек в 14 млрд рублей, при этом регионы компенсируют только 8,7 млрд рублей.

По мере сокращения перевозок и нарастания общественного недовольства, к публичной дискуссии подключается «тяжелая артиллерия». 27 января глава РЖД Владимир Якунин посоветовал гражданам, пытающимся выразить свои пожелания через акции протеста, обратиться в свои региональные администрации «по той простой причине, что электрички отменяет не РЖД».

По итогам 2014 года РЖД оценивает свои убытки от использования электричек в 14 млрд рублей, при этом регионы компенсируют только 8,7 млрд рублей.

«Транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте ж/д перевозок относится к финансовой ответственности государственных органов субъектов РФ», - пишет господин Якунин в своем блоге. При этом глава монополии не исключает, что проблема пригородных перевозок может еще больше усугубиться.

Можно предположить, что РЖД вряд ли бы пошло на такое обострение ситуации, не имея плана решения проблемы. Вероятно, он был частично изложен в сообщении компании от 25 декабря. Эффективное решение вопроса монополия видит в принятии закона об организации пассажирского железнодорожного сообщения, который должен установить «понятную систему взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетное обеспечение при осуществлении как пригородных, так и дальних перевозок». Законопроект готовится правительством для внесения на рассмотрение в Госдуму.

Шоковый символ

Вместе с тем такая социально острая тема, как отмена электричек, не могла пройти мимо политиков.

«Транспортное сообщение в такой стране, как наша - является необходимым условием для сохранения территориальной целостности. Сегодня мы видим, как его уничтожают», - возмущается в своем блоге руководитель партии «Яблоко» Сергей Митрохин.

В свою очередь лидер «Партии прогресса» Алексей Навальный называет отмену электричек в Вологодской области «действительно ужасным и символичным событием».

Президент фонда «Республика», член Комитета гражданских инициатив Сергей Цыпляев считает остановку электричек в нескольких регионах «шоковым символом». «Мы такого не помним со времен гражданской войны, чтобы у нас переставали ходить поезда. До 20 регионов. Это о чем-то говорит», - заявил господин Цыпляев.

Президент фонда «Республика», член Комитета гражданских инициатив Сергей Цыпляев считает остановку электричек в нескольких регионах «шоковым символом».

Казалось бы, на этом фоне правительству самое время появиться на сцене и выступить спасителем ситуации, срывая овации.  Частично это уже было сделано. В начале января 2015 года правительство установило льготный тариф для пригородных пассажирских компаний за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта. При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» в федеральном бюджете на 2015 год предусмотрены субсидии в размере 25 млрд рублей, следует из сообщения кабмина.

Впрочем, данной меры для стабилизации ситуации с пригородными перевозками оказалось недостаточно. 27 января, Дмитрий Медведев пообещал в Брянске решать проблему нехватки пригородных поездов «в масштабах страны». «Вполне возможно, нам придется давать дополнительные деньги регионам и принять некоторые налоговые решения, о которых сейчас объявлять не буду», - заявил премьер (цитата по «Интерфаксу»).

Выходит, рыночные механизмы повышения эффективности и социальной ответственности бизнеса без широкой господдержки в нашей стране не работают. В таком случае сложно предположить, как будет развиваться ситуация, и в какой форме пока что тихо спорящее с контролерами по поводу билетного сбора население сделает «свой ход», при невозможности залить пожар бюджетными деньгами. Тем не менее стремительно ухудшающееся положение в экономике делает такой вариант все более реальным.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна и Руслан, юрист и шеф-повар, 32 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии