Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Тяжела и неказиста жизнь петербургского таксиста

 Таксисты в Петербурге жалуются, что чиновники заявили о борьбе с нелегальными «бомбилами», но ничего для решения проблемы не сделали 

Правительство предприняло целый ряд мер, чтобы убрать с улиц российских городов нелегальных таксистов. Однако, по мнению таксистов в Петербурге, а также официальных представителей таксомоторных компаний, изменения в законодательстве только ударили по небольшим фирмам, а вот проблему с «бомбилами» вовсе не решили. «Общественный контроль» узнал, как проходит работа таксистов сейчас, спустя почти девять месяцев после принятия ФЗ № 69 – закона, который должен был положить конец нелегальным перевозкам.

Закон о такси ударил по частникам, а не по нелегальным таксистам

Сейчас, по оценкам межрегионального некоммерческого партнёрства «Лига такси», в большинстве субъектов РФ легально работают не больше 5% игроков рынка коммерческого извоза. В Москве по лицензии работают 13,2 тысячи таксистов из 40-50 тысяч машин, занимающихся извозом. Примерно столько же легальных таксистов в Петербурге  – не более 15 тысяч человек. 

– Безусловно, узаконить таксомоторную деятельность надо было давно, – поясняет «Общественному контролю» Роман Кашин, директор такси «Реал». – Но в законодательстве многие моменты расходятся с реалиями, сложившимися на рынке такси. В частности, пострадали небольшие компании, занимавшиеся пассажироперевозками. Например, до 2012 года в Кронштадтском районе Петербурга, где в том числе работает и наша компания, существовало 7 диспетчерских служб такси, а сейчас осталось только 4 службы. Дело в том, что многие таксисты в Петербурге работают на личных автомобилях. А согласно новому законодательству, каждый водитель должен получить на свою машину лицензию. Но сделать это смогли не все. Ведь от них требовалось зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Существует целый список лиц, которые по закону не могут вести предпринимательскую деятельность. А работа в такси в 90% случаев является дополнительным заработком. Так теперь сразу «отметаются» военнослужащие, полицейские, госслужащие, которые ранее подрабатывали в такси. 

Кроме того, по закону автомобиль для перевозки пассажиров должен быть в собственности или лизинге. Правда, последние поправки разрешили таксистам работать на арендуемых машинах. И всё равно с рынка ушла ещё одна категория водителей – те, кто работал на автомобилях по доверенности. И, конечно, не все люди согласились обклеивать свои машины шашечками, названиями и телефонами служб такси. 

Таким образом, спустя 9 месяцев после принятия нового закона, мы видим результат: в первую очередь, закон ударил по частникам, таксистам в Петербурге, которые работали на легальных основаниях, по договорам с таксомоторными предприятиями, и особой опасности для пассажиров не представляли.

Закон приняли, чтобы помочь крупному бизнесу, а не пассажирам?

Как рассказал «Общественному контролю» директор таксомоторной компании Роман Кашин, его фирма выжила только благодаря приобретению нескольких автомобилей для перевозки пассажиров. На них теперь работают разные водители. Ещё ряд водителей получили лицензии под страхом штрафа, хотя и до введения штрафов работали легально и качественно. 

Так же проверки сотрудников ОГИБДД стали не то чтобы частыми, но происходящими с завидным постоянством. При этом количество нелегальных таксистов, которые в народе называются «бомбилами», никак не уменьшилось.

– В крупные компании со своим таксопарком люди охотнее идут работать, – говорит Кашин. – Но я знаю, что текучка кадров даже в них колоссальная. Так, в такси «6 миллионов» остаётся работать постоянно один водитель из десяти. Ведь за прокат автомобиля приходится платить, и не факт, что заработанные за день деньги покроют эту аренду.

Роман Кашин считает, что у закона о такси есть и обратная сторона – вытеснить с рынка мелкие компании и дать «зелёный свет» крупному бизнесу. И именно с этой целью, на его взгляд, принимался закон, а вовсе не с целью борьбы с нелегальными таксистами, которые порой возят пассажиров, представляя опасность для их жизни.

Петербургский таксист объясняет, что с лицензией ездить лучше

Таксист Александр Белов рассказал «Общественному контролю» о том, как изменения в законодательстве сказались лично на нём.

– Поначалу работа в такси была моим дополнительным заработком, – говорит он. – Людей возил на личном автомобиле, что, конечно, сказывалось на его техническом состоянии. А сейчас я работаю только на служебной машине, с лицензией, со всеми необходимыми надписями и рисунками, информацией для пассажиров и товарными чеками. Зарплата нестабильная и зависит от количества заказов, а процент от заработанных денег нужно отдавать в контору, но, на мой взгляд, работа в официальной службе такси имеет гораздо больше плюсов, чем работа нелегальных таксистов. 

Например, районы в Петербурге зачастую негласно делятся на зоны для «бомбил». Существуют остановки, на которых пассажиров подбирают нелегальные таксисты. Как правило, это люди из числа мигрантов, которые ездят на старых, полуразвалившихся автомобилях. Они перевозят пассажиров по маршрутам общественного транспорта за 25 рублей с человека. В день зарабатывают довольно приличные деньги, но «влиться» к ним в коллектив не так-то просто. За ними стоят конкретные авторитеты, которые покрывают их нелегальную деятельность, имея связи в органах. И если человек, не получивший добро на частный извоз от этих авторитетов, начнёт собирать народ на «чужой» остановке, в лучшем случае его остановят сотрудники ОГИБДД. А в худшем случае – нелегалы применят к нему физическую силу и испортят машину. Все всё знают, но даже введённый с этого года закон о такси ничего не поменял. Только работа в легальном таксомоторном предприятии гарантирует водителям безопасность. 

– Был случай, когда я ждал клиентку у Московского вокзала, – рассказал «Общественному контролю» Александр. – Остановился рядом с остановкой, а там как раз дежурили активисты «СтопХам». Чтобы они от меня отстали, я перепарковался и встал рядом с привокзальными таксистами. Они несколько раз меня угрожающе спрашивали, действительно ли я жду заказ. Спасибо, что вообще разрешили с ними постоять. Не секрет, что самые хлебные места – у вокзалов и аэропорта – проплачены, и таксисты в Петербурге «чужаков» там не жалуют. 

Материалы по теме
«Общественный контроль» поучаствовал в акции вместе с активистами «СтопХам».  «Место для парковки есть всегда» 

Ещё один плюс для легальных таксистов – возможность двигаться по выделенной полосе общественного транспорта. Таксистам не нужно платить штраф в 3 тысячи рублей за подбор пассажира на остановке. Также им разрешается останавливаться под запрещающим остановку знаком для высадки или посадки пассажира, а под знаком «Стоянка запрещена» можно стоять с включённым таксометром. 

– В Петербурге много людей, которые просто боятся садиться в машину к нелегальному таксисту, который к тому же зачастую ещё и является нелегальным мигрантом, – говорит Александр о ещё одном преимуществе своей легальной работы. – Так появляются постоянные клиенты. Они предпочитают обращаться ко мне, если им надо в аэропорт или на вокзал, и не пользуются услугами тамошних таксистов, которые завышают ценник. 

Материалы по теме
Сдать на права будет сложнее
Десять заповедей техосмотра

Справка «Общественного контроля»
Согласно Федеральному закону № 69-ФЗ, известному в народе как «Закон о такси», с 1 января этого года на услуги по перевозке пассажиров или багажа на легковых автомобилях требуется лицензия. 
К тому же 1 июля в 69-ФЗ внесли поправки. По ним штраф за отсутствие лицензии – 5 тысяч рублей. Если в салоне легкового такси нет информации о правилах перевозок пассажиров и багажа – 1000 рублей платит водитель, 10 тысяч рублей – должностное лицо и 30 тысяч рублей – юридическое. Такие же штрафы предусмотрены за невыдачу пассажиру квитанции или кассового чека в форме бланка строгой отчётности. 
За отсутствие цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря на крыше водитель должен заплатить 3 тысячи рублей, должностное лицо – 10 тысяч рублей, а юридическое – 50 тысяч рублей. 
Разрешение на право заниматься извозом должно всегда находиться в салоне такси. Его должны предъявлять пассажиру или сотрудникам ГИБДД по первому требованию. Отказ предъявить сотруднику ГИБДД договор фрахта или заказ-наряд будет стоить водителю 5 тысяч рублей. В случае отсутствия у водителя такого договора, штраф выплатит и руководство – от 50 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.
Специальные разрешения на оказание услуг такси выдаёт уполномоченный орган ГИБДД. Лицензия выдаётся на 5 лет и действует в границах региона, где она была получена.
Список всех лицензированных таксистов опубликован в Интернете.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, машинист железнодорожного крана, 56 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии