Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Игра Суркова

отставка суркова Фото: Яна Лапикова РИА Новостиотставка суркова Фото: Яна Лапикова РИА Новости Каким все-таки будет место бывшего вице-премьера в архитектуре российской власти?

Владислав Сурков остается безработным. Месяц назад он подал в отставку, а неделю назад отказался от предложения Рамзана Кадырова занять его место главы Чеченской республики. «Чистый чеченец» - так Кадыров назвал Суркова - сказал, что у него много предложений о работе, и он пока не определился. Смягчить ситуацию попытался пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. В интервью одному из московских телеканалов он заявил: «Это совершенно абсурдно, называть это предложением, это, скорее, игра слов». Но какой бы ни была игра, у нее есть игроки и правила. Место Владислава Суркова в будущей архитектуре российской власти пока не определено. Но уже сейчас можно оценить события начала и конца мая и сделать некоторые прогнозы.

Самая распространенная точка зрения среди политологов: Владислав Сурков стал жертвой аппаратной борьбы между президентом и правительством Дмитрия Медведева. Причем главными инициаторами отставки рассматриваются именно силовики.

- Отставка Суркова - символ примитивизации российской политики и периода доминирования в ней группировки, которая делает ставку на силу, а не на слово, - считает Валерий Федотов, руководитель общественной организации «Демплатформа». - Я далек от идеализации России двухтысячных годов как образца демократии. Но когда Сурков находился у руля политической системы, власть все же пыталась разговаривать с обществом. Пыталась убеждать, находить компромиссы. Теперь же обществу только диктуют весьма сомнительные догмы, а несогласных подавляют с помощью репрессивного аппарата.

«Без Суркова в политике будет больше энтропии и застоя».

В правительстве Сурков замкнул на себя решение всех административных и кадровых вопросов: контроль деятельности Госдумы, работа с общественными и религиозными организациями, с судами, плюс те функции, которые он исполнял до этого в администрации Путина. Прежде всего, взаимодействие со СМИ и инновационная политика.

На фоне выгодной силовикам грядущей отставки либерального правительства (или как минимум нескольких ключевых министров) такое ослабление правительственного аппарата выглядит закономерным шагом. Но если Сурков планировал самоустранение из правительства, тонко чувствуя конъюнктуру, то не очень понятен его расчет. Ведь ни в администрации президента, ни где-либо еще, нет адекватной его компетенции должности.

Прогнозы о том, что Владислав Сурков уйдет в оппозицию, несостоятельны. Выражаясь языком Стругацких, Сурков не променяет роль Странника на роль Мака Сима: свежи истории посадок его некогда товарищей по цеху.

Но и как независимая фигура он гораздо опаснее того же Михаила Ходорковского. Ведь Сурков знает все внутренние расстановки сил в самых верхних эшелонах власти: он сам расставлял там людей и знаком со всеми уязвимыми местами национального курса и элиты.

Отказ от планшета как информповод о премьер-министре.

В качестве альтернатив для Суркова есть только два варианта. Первый: уйти в прикуп, сойти на некоторое время с политической сцены, чтобы потом вернуться обратно в составе, например, нового правительства. Второй: временно занять место, несоответствующее компетенции и прежнему роду занятий.

Первый вариант весьма опасен. Уходя из политики, люди быстро теряют свой аппаратный вес. И если этот вес можно сравнить с многотонной гирей, то это гиря изо льда, и она теряет свою массу именно в жаркий летний период. В это время в большой политике не происходит какой-либо активности.

Поэтому предложение Кадырова «пересидеть» политические пертурбации на месте главы Чечни выглядят весьма уместными, но и в каком-то смысле наигранными и искусственными. Непубличный чиновник федерального уровня, уходящий на публичную управленческую должность в регион - это ссылка, и никак иначе.

Якеменко сделает движение «Наши» городом соцнаступления.

Главное достоинство Суркова в такой ситуации становится его главным недостатком. Он очень узкий специалист. Это видно в сравнении с другим политическим тяжеловесом - Дмитрием Козаком.

Перестановка Козака в сентябре 2004 года с поста руководителя аппарата Правительства на должность полпреда в Южном федеральном округе многими воспринималась как явное понижение. Однако тут надо понимать, что Козак - многофункционал. И это «понижение» выглядело как назначение на особо опасный на тот момент участок, который президент не мог больше никому доверить. Ведь 2004 год - это завершение контртеррористической операции в Чечне, строительство мира в Дагестане, первые последствия революции роз в Грузии.

По этому принципу Козака назначали на самые неожиданные участки: Администрация Президента, Минрегионразвития, заместитель Председателя Правительства, куратор строительства спортивных объектов в Сочи и ответственность за проведение Олимпиады.

С Сурковым такая схема не работает: его деятельность сводится к информационно-аппаратной сфере и гуманитарным технологиям. Если его назначат на несоответствующую должность, это станет аппаратным сигналом о том, что Сурков теперь вне игры и остальные участники политического процесса могут не обращать внимания на его активность.

Можно предположить и нечто более специфическое. Например, то, что увольнение Владислава Суркова после его критики деятельности правительства - это действие, направленное исключительно на сохранение его авторитета как ценного сотрудника.

«Банальное уголовное преследование за хищения можно представить как политическое преследование».

На фоне медленного провала проекта «Сколково», не родившего никаких значимых бытовых инноваций, Сурков, уволенный досрочно, не будет выглядеть как чиновник, допустивший этот провал.

- Проводы Суркова превратились в пир конспирологии, и, возможно, это лучшее из решений, принятых его врагами: Сурков поселился в мире ни живых, ни мертвых политических фигур, он пополнил пантеон тех, кем его уже «назначили» при жизни - кукловодов, вампиров, призраков, всех тех, кто управляет политикой, не находясь в ней, - комментирует ситуацию директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов. - Владислав Сурков из человека превратился в ускользающее «трансцендентальное условие» политического, которое делает политику в России одновременно возможной и невозможной. Он переселился в мир действующих мифов. Навроде мифа о «руке Москвы». Чеширская «улыбка Суркова» будет постоянно маячить за всеми «провалами правительства», «конфликтами в Госдуме», «Болотной площадью» и даже взрывами бытового газа где-нибудь в Гольяново. «Во всем виноват Сурков!» - тезис, изобретенный достаточно давно, чтобы, наконец, как ружье на стене забытого театра, выстрелить.

В этом году Сурков совершит серию шагов, по которым можно будет судить: готовится ли место для его возвращения, или ему предстоит стать объектом политических шуток таких персонажей как Рамзан Кадыров.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии