Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

В Коми пациентов психинтернатов лишают необходимого ухода

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков Медицинские сестры психоневрологических интернатов (ПНИ) отправили жалобы президенту России Владимиру Путину, главе Коми Сергею Гапликову, а также прокурору республики Сергею Бажутову. Медики протестуют против пресловутой оптимизации персонала, в результате которой они проиграют в зарплате и льготах, а их пациенты, многие из которых неспособны без посторонней помощи даже сходить в туалет, останутся без должного ухода

«Бесчеловечные реформы»

Поводом для протестов стала корректировка штатного расписания в шести ПНИ региона. В частности - то, что с 1 октября 2017 года младший медицинский персонал интернатов переводят на более низкие должности санитарок-мойщиц. В одном только республиканском Кочпонском психоневрологическом интернате, расположенном на территории Сыктывкара, 213 человек будут получать в два раза меньшую зарплату, потеряют льготный стаж, а их отпуск сократится с 72 до 44 дней. Аналогичная ситуация может сложиться и в Эжвинском ПНИ, где из двух детских отделений будут выведено 135 штатных единиц «младшая медицинская сестра по уходу за больными», во взрослых отделениях сократят 69 аналогичных должностей.

Поводом для протестов стала корректировка штатного расписания в шести ПНИ региона. В частности - то, что с 1 октября 2017 года младший медицинский персонал интернатов переводят на более низкие должности санитарок-мойщиц.

Между тем работе этих женщин не позавидуешь. Их подопечные - люди с глубокой психической патологией. Льготы, положенные медсестрам, - более чем заслуженные, и их обиду можно понять.

- В нашем учреждении происходят бесчеловечные реформы, которые ущемляют как наши интересы как работников, так и интересы проживающих, - заявила в видеообращении одна из работниц Кочпонского интерната. - В нашем отделении многие пациенты не могут самостоятельно есть, пить, одеваться и ходить в туалет. Вся работа по уходу за ними лежит на нас - санитарках и младших медсестрах. Руководство нашего региона решило перевести всех нас в уборщицы. Наши зарплаты упадут в два раза, мы лишимся льготной части отпуска. Если все мы будем убирать помещения, кто будет ухаживать за больными людьми, которые в любой момент могут нанести вред себе и окружающим? Сейчас наше руководство оказывает на нас всяческое давление. Люди испуганны и беспомощны.

Самые трудные пациенты - те, кому уже перевалило за 18 лет, но психика у них как у маленького ребенка. Они испражняются под себя, их надо кормить и водить на помывку, многие из них агрессивны, могут так сильно ударить медсестру, что она получает травму.

В Ухтинском ПНИ таких пациентов более пятисот! Многие из них с уголовным прошлым. Они представляют серьезную опасность для людей, а потому им запрещено покидать территорию интерната. Но ведь не меньшую опасность они представляют и для сотрудниц.

Как пишут работницы Ухтинского ПНИ в своем заявлении на имя главы Коми Сергея Гапликова и прокурора республики Сергея Бажутова, уход за такими больными, обеспечение чистоты в комнатах, бытовках, ванных и туалетах, смена постельного и нательного белья, контроль за стрижкой и бритьем, за соблюдением гигиены, состоянием здоровья, сопровождение в ванную и туалеты входит в обязанности младших медсестер и санитарок.

А вот в должностные обязанности санитарки-мойщицы все это войти не может. Они должны только мыть полы и вытирать пыль. Им не положена страховка, если их ударит больной, зато они не обязаны работать по ночам, в выходные и праздничные дни. Работницы уверены, что в такие дни и часы пациенты будут лежать в фекалиях и мокрые, их некому будет обтирать, мыть и кормить.

Плохо информировали?

«Общественный контроль» отправил запрос в министерство труда, занятости и социальной защиты Коми, в котором попросил прокомментировать жалобы сотрудниц психоневрологических интернатов, и довольно быстро получил ответ за подписью заместителя министра Светланы Суворкиной.

По словам чиновницы, изменения в штатных должностях интернатов вызвано необходимостью соблюдения требований федерального законодательства. В частности - штатные должности должны быть приведены в соответствие со стандартами социальных услуг, утвержденных приказом федерального Министерства труда и социальной защиты от 12 января 2016 года. В эти стандарты входят определенный уровень образования и профессиональной подготовки.

Однако, как сказано в ответе, не все сотрудники, замещающие должности младшего медицинского персонала, этим профессиональным стандартам соответствуют. Поэтому, желая сохранить коллективы, руководители интернатов попытались решить этот вопрос путем перевода сотрудников, занимающих должности младших медицинских сестер и санитарок, на должности санитарок-мойщиц. При этом уровень зарплаты намеченных к переводу сотрудников изменять не предполагалось, а сокращение бюджетного финансирования на оплату их труда не планировалось.

Правда, тут же возникает вопрос: если ничего страшного не произошло и не произойдет, то отчего же так взволновались работницы ПНИ?

Светлана Суворкина дает ответ и на этот вопрос. Оказывается, предполагаемым к переводу сотрудникам были выданы уведомления о соответствующих изменениях в штатных должностях, однако полноценная информационная работа с ними не была проведена. Что и вызвало острое недовольство коллективов младшего медицинского персонала.

С этим категорически не согласна руководитель Коми республиканской общественной организации родителей «Особое детство» Юлия Посевкина. Именно «Особое детство» и Коми региональная правозащитная организация людей с инвалидностью «Аппарель» первыми выступили в защиту работниц интернатов.

Корреспонденту ОК-информ Юлия Посевкина сообщила:

- Утверждение, что они хотели уровень зарплат сохранить на прежнем уровне, - ложь. Доказательство этого - уведомления, которые выдали работникам ухтинского интерната. Разумеется, не от себя руководство интерната это написало, а по приказу своего учредителя, то есть министерства труда, занятости и социальной защиты.

Что касается профессиональных стандартов, то действительно многие работницы ПНИ им не соответствуют. В частности - далеко не у всех есть 11 классов образования.

- Но, с другой стороны, и санитарки, до уровня которых понижают медсестер, тоже должны иметь те же 11 классов образования, - отметил общественница. - И в этом я вижу лукавство нашей власти.

Неполная победа

В тот же день, когда «Общественный контроль» получил свой ответ на запрос из республиканского министерства труда, занятости и социальной защиты, глава Коми Сергей Гапликов издал распоряжение приостановить все действия по изменению штата младшего медперсонала в интернатах соцзащиты. Работа в этом направлении, по мнению губернатора, проведена недостаточно тщательно, без вдумчивого анализа.

Глава Коми издал распоряжение приостановить все действия по изменению штата младшего медперсонала в интернатах соцзащиты. Работа в этом направлении, по мнению губернатора, проведена недостаточно тщательно, без вдумчивого анализа.

- Вопрос приведения штатных должностей интернатов в соответствие с федеральными нормами требует более детальной и вдумчивой проработки, персонального внимания, - заявил Сергей Гапликов. - Здесь не должно быть универсальных решений. Нужно еще раз все тщательно взвесить и проанализировать - по каждому конкретному работнику в каждом конкретном интернате.

Может сложиться впечатление, что работницы ПНИ и правозащитники победили.

- Нет, это не полная победа, это только промежуточное решение, - считает Юлия Посевкина. - Окончательную победу мы сможем праздновать тогда, когда будем уверены, что все работницы психоневрологических интернатов не будут обижены. Но это очень долгий процесс.

Проблема, по мнению правозащитницы, не в самой республике, а в федеральном законодательстве. В соответствующих нормативных актах теперь нет должности младшей медицинской сестры по уходу за больными. И пока эта должность не появится в штатных расписаниях, младшие медицинские работники всегда будут находиться под угрозой сокращения или понижения в должности, при которых они лишатся льгот, уменьшится их зарплата.

- Сейчас наша задача - проконтролировать, чтобы власти республики исполнили свои обещания, - сообщил корреспонденту ОК-информ Юлия Посевкина. – Но главное - мы будем через суды добиваться устранения противоречия в федеральном законодательстве. Отсутствие должности младшей медицинской сестры по уходу за больными противоречит как федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», так и Конституции России. Ведь все мы имеем право на социальное обслуживание в случае утраты здоровья.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Денис, фотограф, 39 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии