Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Герой миграционного скандала на Псковщине покоряет Францию

 Фото: Сергей Некрасов Фото: Сергей Некрасов В июне история псковского сыровара Анвара Зуфарова вызвала настоящий переполох на Псковщине. Шесть лет постоянного издевательства со стороны миграционных органов, о которых он рассказал в письме Путину при подготовке к прямой линии, заставили вмешаться в ситуацию и депутатов Госдумы, и омбудсмена, и местных чиновников. Но сейчас его судьба может проиллюстрировать другую нашу проблему - реальность господдержки фермеров. С одной стороны, Анвара с его продукцией пригласили на выставку сыров во Францию, с другой - даже губернатор региона не выполнил своих обещаний поддержать уникальный проект

Псковские самоделкины

Печорский сыровар Анвар Зуфаров вместе со своей женой и сподвижницей Анной Перовой недавно принял участие в Всероссийском фестивале «Три года санкциям». Организованный сыроварней «Русский пармезан», он собрал несколько десятков участников. На этот своеобразный «лукуллов пир» отправился тогда целый караван псковских «самоделкиных», которые представили участникам если не все, то многое из того, чем богата наше приграничье. Однако главный приз фестиваля достался все-таки Анвару, который получил приглашение принять участие в выставке достижений французских сыроваров, которая состоится уже в следующем году.

При этом принимающая сторона готова взять на себя хлопоты по переброске «бебешкинского сыра» (деревня Бебешкино - место, куда Анвар переносит свое производство) через границу - не каждый знает, но в России пока отсутствует государственный стандарт, который дает четкое определение, что такое настоящий сыр с плесенью, а не его подделка на пальмовом масле.

- Эта юридическая заковырка опускает шлагбаум перед отечественной продукцией на Запад. Зато защищает местного производителя от европейской продукции, которая, впрочем, и так к нам не попадает из-за санкций. За это фрау Меркель и иже с нею следует низко поклониться в ноги и сказать «большое спасибо», - без тени иронии выговаривает Анвар, пока его жена Аня раскладывает по формам будущий сыр.

Невидимые миру слезы

…Мы сидим на кухне его деревенского дома (раньше здесь располагалась погранзастава. - Прим. С.Н.), который не без пафоса можно назвать «цехом» первичной переработки молока - здесь, собственно, и рождается то, что спустя несколько недель станет уникальным бебешкинским продуктом. Место, где проходит «вторичная переработка», по-русски называется «подвалом» - там сыры уже доходят до кондиции. Здесь же хранятся бутыли, где набирает градус самопальное «вино из одуванчиков», прочие спиртные напитки, коими следует запивать горгондзолу, скабарелу (это сорт еще в проекте. - Прим. С.Н.), псковский камамбер и т.д.

- Если бы не санкции, мы бы не рискнули экспериментировать в этой области, - продолжает Анвар. - А так попробовали, «похимичили» - и неожиданно получилось. К тому же фестиваль еще раз показал, что в обществе сегодня, как никогда, велика потребность в качественном продукте. Если брать всероссийский масштаб, то на рынок сейчас настолько огромен, что для его насыщения требуется около миллиона тонн сыра ежегодно. Европа могла бы это миллион спокойно дать, но кто ей теперь позволит. Поэтому у нас есть уникальный шанс реально завоевать рынок. Приезжал к нам представитель посольства Франции, попробовал, оценил и сказал, что хотел бы иметь его каждый день на своем столе.

- А что мешает?

- Далеко… К тому же объем производства у нас ограничен, чтобы выходить на столичный рынок. Хотя наш приятель Олег Сирота, который создал компанию «Русский пармезан», готов предоставить торговые преференции. Но чтобы реально раскрутиться, нужны деньги. Очень много денег, которых у нас пока нет.

Даешь сырный кластер!

Тут уместно сказать пару слов о самом Анваре. Этот стопроцентный гуманитарий (библиотекарь! - Прим. С.Н), уроженец Узбекистана, в свое время, как и многие его соотечественники, рванул за богатой жизнью в Россию - благо у него пол-Москвы знакомых еще по КВНовскому периоду жизни. Однако покрутившись на корпоративах в маске Джека Воробья, Анвар скоро убедился в правоте народной истины: ничто так не молодит мужчину, как глупость, а если он человек серьезный, то и должен заниматься серьезным делом. Судьба и советы друзей привели его в Печорский район, где он не только крестился, но и нашел свою единственную и неповторимую, которая… тоже сбежала от московской сутолоки.

Но деятельный Анвар не привык сидеть без дела - так родилась идея создать свою сыроварню. Тем более что конкуренции на этом непаханом коммерческом поле по-прежнему нет. Методом проб и ошибок они постигали это искусство, с удивлением узнавая, что качественную плесень днем с огнем не найти, и стоит она 260 рублей за 1 грамм. А анализ сыра на качество в Роспотребнадзоре стоит аж 17 тысяч, а если сортов много, то пропорционально растет и цена. Сегодня их торговый бренд хорошо знают не только в областном центре, но для развития (повторюсь) нужны деньги - и немалые.

При этом Анвар по простоте души большие надежды возлагает на губернатора, который, попробовав как-то бебешкинский сыр, имел неосторожность пообещать поддержку. Может, Андрей Турчак уже забыл о сказанном, но в столетнем доме, что стоит на окраине приграничного села Паниковичи, хорошо запомнили его слова и всякий раз вспоминают, когда речь заходит о финансовых трудностях. Дело в том, что сам Авар коров не держит, а закупает молоко у соседей, которые только рады, что у них есть возможность сразу реализовать свой продукт.

Под анварово производство некоторые даже начали увеличивать стадо, но… за все нужно платить. Например, уже сейчас сыровары задолжали более 300 тысяч своим молочникам. При этом сыродела местные почему-то почитают за миллионера, таская у него кур из хлева - «экспроприация экспроприаторов». К слову сказать, эта одна из причин, по которой Анвар с женой собираются перебраться в Бебешкино (всего полтора километра от Паниковичей, но ни одного жителя), где ими уже куплена земля. С этим местом сыроделы связывают свои дальнейшие и далеко идущие планы. Например, в рамках европейского проекта «Тракт Катарины», куда они умудрились как-то вписаться, в Бебешкино планируется организовать гастрономическую ферму, где можно будет заказать, например, настоящую сырную тарелку и под хорошее вино продегустировать предлагаемые сорта.

- Можно пригласить кузнецов, столяров, швей-мастериц, которые еще остались в районе. Под боком такие изборские пряники печатают - есть жалко, такие они красивые, - так Анвар фонтанирует идеями. - Когда появится хоть какое–то производство, возникнет нужда в рабочих руках. Сумел же раскрутиться Олег Сирота. Сейчас он в день перерабатывает до 3 тонн молока, и занято у него 20 человек. Конечно, ему помогает правительство Московской области. Недаром на последнем фестивале его представители переманили сразу четырех сыроваров из провинции! У нас в области немало тех, кто занимается подобным ремеслом. Почему бы не создать псковский сырный кластер?

- А у самих-то не было соблазна перебраться? - трудно было удержаться от этого провокационного вопроса

- Нет… - после небольшой заминки почти одновременно ответили супруги.

Однако, судя по интонации, эта мысль в последнее время все чаще приходит им в голову.

Вместо послесловия

Вернувшись от бебешкинского сыродела и рассказав о его трудностях президенту региональной Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Александру Конашенкову, я в ответ получил неожиданный комментарий, который сводился к тому, что «в наших краях непуганых идиотов нельзя ждать милостей от природы».

- Губернатор - не Дед Мороз, и раздача подарков не входит в его служебные обязанности. Есть система грантов, которая позволяет оказывать помощь крестьянским хозяйствам, - продолжает Александр Конашенков. - Креативные идеи - это хорошо. Однако если хочешь двигать реальное дело, но не знаешь, с чего начать, бери голову в руки и составляй бизнес-план, подавай заявку на участие в конкурсе. Причем поддержку можно искать не только в области. Грантовую помощь оказывает Министерство сельского хозяйства, не говоря уже о том, что можно стать участником приграничного сотрудничества «Еврорегион», где также выделяют немалые средства на развитие фермерства, - под лежачий камень вода не течет. А то, что человек радеет за возрождение села, за это ему хочется сказать спасибо: благодаря таким деятельным «дауншифтерам», может, и возродится наше псковское приграничье.

Фото Сергея Некрасова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, в процессе смены деятельности, 45 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии