Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

В Заполярье ловят затонувшие корабли и подводный мусор

 Фото пресс-службы правительства МО Фото пресс-службы правительства МО В Мурманской области стартовал масштабный проект по очистке Кольского залива. Ведь чего только нет на дне: от строительных конструкций до каркасов автомобилей, от затонувших кораблей и понтонов до неведомого мусора. Многие объекты представляют угрозу экологии и судовождению. Но дело не только в сложностях обнаружения и подъема - необходимо еще и найти владельцев затопленного имущества, ведь они должны оплатить утилизацию своей собственности. Впрочем, вполне возможно, что некоторые находки будут выставлены на аукцион

Дорожная карта

Первые экспериментальные подъемы глобального мусора были произведены еще в прошлом году. Однако технология и оборудование требовали более четкой отработки. Кроме того, нужно было разобраться, кому затонувшее имущество принадлежит. Для этого при правительстве была создана специальная рабочая группа под председательством вице-губернатора Евгения Никоры.

Главными задачами высокого собрания стало либо установление собственников имущества, либо признание его бесхозным. Помимо региональных чиновников в состав рабочей группы вошли представители Росморпорта, Северного флота, транспортной прокуратуры, территориального управления Росрыболовства и других ведомств.

Чтобы провести необходимые мероприятия, был подготовлен проект дорожной карты. Для этого в областном правительстве изучили опыт Камчатского края по очистке Авачинской бухты. Местным властям в поисках собственников помогали природоохранные и транспортные прокуроры, а также Росприроднадзор.

В прошедшие выходные был дан старт пилотному проекту по чистке залива. В бухте Ретинской были подняты первые металлические части неопознанных судов. Кстати, перед началом проекта было проведено комплексное обследование залива. Специалисты насчитали 102 затонувших объекта. Это и сооружения, и суда, и металлом, и отходы. Половина объектов расположена на береговой полосе, вторая - на акватории залива. Региональным властям удалось получить под проект 50 млн рублей. Исполнителем работ стало «РосРАО».

Кто собственник?

На начало работ в Мурманск прилетел федеральный министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, а также директор ФГУП «РосРАО» Владимир Лузин, руководитель проектного офиса «Ликвидация ядерного наследия Арктики» ФГУП «РосРАО» Владимир Хандобин и директор Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды Сергей Фокин.

Работы учитывают все экологические составляющие, иначе есть возможность нанести вред природной системе. Даже время для проведения подъема первого объекта выбрали специально, чтобы семга уже успела пройти на нерест.

К работам тщательно подготовились. Сотрудники гидрометеослужбы взяли пробы грунта до старта проекта. Затем контрольные замеры возьмут через несколько дней.

- Мониторинг в заливе проводится ежедневно, - говорят специалисты. - Однако в Ретинском эта процедура проводится впервые. Впрочем, Кольский залив у нас считается слабо загрязненным водоемом. Пока обстановка стабильная.

Несмотря на то что все 102 объекта нанесены на карту, в работе по подъему есть сложности. Самая большая проблема возникает с определением собственников затопленного имущества. Дело в том, что за федеральные деньги подрядчик имеет право поднимать объекты или суда, которые являются бесхозными. В остальных же случаях делать это должен собственник затопленного имущества. Однако для начала этого владельца нужной найти.

- У нас два таких проекта, - говорит директор ФГБУ «Всероссийский НИИ охраны окружающей среды» Сергей Фокин. - Помимо Заполярья, есть еще во Владивостоке в бухте Золотой Рог.

Первый пошел

На небольших глубинах - до 20 метров - дно обследовали водолазы. При большем расстоянии работал гидролокатор. Работа требовала большой точности. Судно с аппаратурой за время обследования прошло около 5 тысяч километров. Именно с его помощью и удалось составить реестр затопленных объектов.

По словам руководства «РосРАО», нынешние работы в дальнейшем послужат важной и ответственной миссии - очистке арктических территорий.

Подъем подрядчик начал с судового двигателя. Он оказался очень тяжелым - 14 тонн! Возможно, он оказался там с подачи рыболовецкого колхоза, который когда-то был на побережье Ретинской губы. Кроме того, на дне водолазы обнаружили 13 объектов, которые нуждаются в утилизации.

По словам заполярных властей, большая часть затопленных объектов представляют экологическую опасность. Шестнадцать обнаруженных металлоконструкций могут угрожать мореплаванию.

- Мы сегодня говорим о развитии Мурманского транспортного узла, судоходства, об активном использовании Северного морского пути, - заявила губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - Кольский залив должен быть образцовой акваторией для того, чтобы сюда приходили новые инвесторы, развивали инфраструктуру, особенно по берегам залива, где еще много хлама осталось. Его тоже нужно будет убирать. Но лиха беда начало, сегодня «первый пошел».

Прокомментировал происходящее и министр природы и экологии Сергей Донской. Он сообщил, что происходящее является частью большого проекта «Чистая страна».

- Его элемент, связанный с подъемом судов, несет в себе решение вопросов как экологии, так и развития новой инфраструктуры, которая требует современных подходов, современных технологий, а для этого надо сначала убраться, - заявил Сергей Донской. - Выделение средств на эти цели - часть большой программы по финансированию подобных проектов, в том числе по подъему судов, ликвидации прошлого экологического ущерба на берегах, где тоже накопилось большое количество техногенных отходов. Все это мы планируем и дальше продолжать делать. Это начало огромной задачи по очистке нашей страны, которую мы начинаем в Год экологии.

Среди всех обследованных объектов оказались суда, понтоны, причалы, цепи, тросы и тралы. Впрочем, виноваты в происшедшем не только рыбаки, но и военные. С этим ситуация тоже непростая, поскольку базирование войсковых частей тоже меняется.

Фото пресс-службы правительства МО.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии