Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Первый звонок прозвенел в «цыганской» школе

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Первого сентября в общеобразовательную школу в Новых Осельках учиться пришли 55 первоклашек из цыганского табора в поселке Пери, расположенного неподалеку

В этой школе проводятся две линейки: одна - для детишек из табора, другая - для всех остальных. Отдельные линейки сделаны из чисто организационных соображений: цыганские дети - очень непосредственные, шумные, так что стоять всем вместе бывает непросто.

Впрочем, линейки эти мало чем отличаются, разве что на второй официальная часть несколько длиннее. Но на обеих звучат гимн и первый звонок, на обеих первоклашки приходят с цветами, а родители в приподнятом настроении наблюдают из-за ограды, общаются между собой и с учителями.

- А где Рональдо? Он не женился еще?

- Вот смотри, это моя первая учительница!

Уже 14-й год в школе обучаются дети из табора, и количество поступающих из года в год растет: если в этом году в школу пришли 55 детей школьного возраста из цыганских семей, то в следующем их будет уже 84, а через год - 114.

Директор школы Зинаида Григорьевна Царева рассказывает о накопленном за такой приличный срок опыте:

- Перед тем как пойти учиться, дети целый год ходят к нам на подготовку. Есть авторская программа нашего педагога и Дома детского и юношеского творчества, которая называется «Я расту и развиваюсь». Мы стараемся всех детей подготовить по этой программе, ведь много лет было так, что дети приходили и садились за парту, не зная русского языка. Мы сажали на последнюю парту либо маму, которая переводила слова учителя, либо цыганских ребятишек-старшеклассников, чтобы они помогали новичкам. А сейчас со всеми, кто хочет в будущем году поступить, мы занимаемся целый год четыре раза в неделю, у них есть специальный класс, парты, мультимедиа-проектор, магнитофон, плакаты необходимые.

На подготовительных занятиях ребята танцуют, поют, учатся общаться, мы развиваем им мелкую моторику, которая у них зачастую совершенно не развита, память, внимание и, естественно, язык. Те, кто добросовестно проходят подготовку, уже понимают, чего от них хотят, и умеют учиться.

- Но вообще с языком непросто, - продолжает Зинаида Григорьевна. - Им нужна практика, но в таборе традиция - говорить только на цыганском языке. И сколько бы мы ни просили барона разговаривать с ними и дома на русском, чтобы они быстрее адаптировались, он, хоть и во всем старается идти нам навстречу, в этом вопросе непреклонен: «Вы что, хотите, чтобы они цыганский забыли?»

Культурные особенности сказываются не только на том, как дети адаптируются в русскоязычной среде, но и на продолжительности их обучения. Как правило, цыганские дети учатся до четвертого класса, переходят в пятый, но уже в пятом классе женятся и выходят замуж, так что старшие классы посещают выборочно и нерегулярно. В восьмом классе у них, как правило, уже свои дети, так что до конца обучения доходят единицы.

Однако благодаря откорректированной общеобразовательной программе к 4 классу дети усваивают программу на 100%. Есть отдельные ребята, которые нерегулярно посещают школу, те, кто периодически ездят в другие таборы и много пропускают, но, в общем, дети усваивают программу очень хорошо. Умеют читать, писать, считать, умеют прочитать любой текст, решить какую-то задачу и т. д.

По словам директора, дети очень благодарные, обязательно говорят «спасибо» за урок, когда уходят, очень уважают учителей и школу. Школа, равно как и местные социальные службы, в свою очередь, стараются в каком-то смысле курировать своих учеников, покупать для них канцтовары и даже помогать им с одеждой, когда ребятам банально нечего надеть.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии