Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Чем мы хуже Парижа: из Сиверского полетим в Европу

 Фото: Евгения Дылева Фото: Евгения Дылева Заброшенный военный аэродром, принадлежавший Минобороны, переходит в собственность Ленинградской области. Порядок его передачи от военного ведомства  47-му региону согласован на федеральном уровне. Как из Сиверского можно будет слетать в Европу, корреспондент ОК-информ выяснил у губернатора Александра Дрозденко

Обратной дороги нет

Военный аэродром в поселке Сиверском Гатчинского района (находится в 72 км от Санкт-Петербурга) строился в 1936-1937 годах. В 1937-1941-м здесь базировались истребители И-153, И-16. В сентябре 1941 года территорию заняла немецкая авиация - части, совершавшие налеты на Ленинград. Зимой 1944 года, когда враг сдавал позиции, летное поле было заминировано. Но уже к лету наши войска восстановили покрытие.

В советское время аэропорт считался элитным. В 90-е летный городок рушился, а в конце 2009 года 67-й элитный авиаполк был расформирован. Техника частично (12 бортов) была переведена в Мончегорск, на месте оставлена комендатура минимальной численности -  вроде бы для охраны и поддержания аэродрома запасным.

По данным Минобороны, реформа Вооруженных сил Российской Федерации еще в 2008-2010 годах привела к тому, что из 245 военных аэродромов в России осталось только около 70 постоянно использующихся, остальные законсервированы либо используются эпизодически. Реформой было предписано продолжить процесс сокращения сети военных аэродромов до 27.

Тогда в военном ведомстве заявляли, что «реформа по оптимизации системы базирования российских войск приведет к тому, что в России останется только 300 военных городков вместо 7,5 тысячи на сегодняшний день существующих».

Долгое время с аэродрома в Сиверском никто никуда не летал. Взлетающий в небо самолет здесь сегодня стоит только на постаменте. Под ним с одной стороны - памятник летчику-космонавту Герману Титову, проходившему в конце 50-х годов XX столетия службу в гарнизоне «Сиверский», с другой - Владимиру Нестерову, который 2 апреля 1981 года ценою собственной жизни отвел горящий самолет от деревни Куровицы того же Гатчинского района.

Когда аэродром был закрыт, в военном городке поблизости от него оставались люди, которые в холодную пору годами переживали в домах буквально ледниковый период и мучились от отсутствия нормальных бытовых условий и тщетности жалоб на отсутствие или отвратительное качество воды, например. Им неизменно говорили: вы не наши, пишите письма в военное ведомство. А у Минобороны множились брошенные военные городки…  

Но сегодня случилось то, чего в Сиверском ждали долгие годы: пришедший в упадок военный городок, соседствующий с давно заброшенным аэродромом, военные передают Ленобласти.

В марте Ленобласть дождалась согласия министра обороны Сергея Шойгу на передачу аэродрома в поселке Сиверском в собственность региона. Тогда губернатор региона Дрозденко сообщил, что заняться «реанимацией» и развитием аэродрома готова компания «Евросиб».

«Есть намерения сначала создать условия для полетов частной авиации, а затем наладить так называемые лоукостеры, то есть бюджетные авиалинии. Это позволит нам хоть в Мадрид улететь, - сказал губернатор Ленобласти. - В компании “Евросиб” надеются реализовать проект в короткий для такой масштабной работы срок - до 2021 года», - заявил он тогда.

В конце июля о поддержке проекта заявил министр транспорта Максим Соколов, но с оговоркой: регулярных рейсов не ждите. «Есть инвестор, но, если будут представлены соответствующие бизнес-планы, инвестор будет готов вести этот объект, и мы, конечно, будем приветствовать такое направление, - сказал он. - Но совершенно очевидно, что этот аэропорт может работать как аэропорт малой авиации, аэропорт авиации общего назначения, санитарной авиации. Каких-то масштабных, регулярных перевозок из этого аэропорта и развитие его как аэропорта для регулярного авиасообщения мы в Министерстве транспорта не видим».

А на днях порядок передачи согласован с Минобороны и ДОСААФ, к тому же достигнуты договоренности относительно работы будущего областного аэропорта с Минтранспорта.

«На совещании, проходившем на днях в Минобороны, принципиально согласованы дальнейшие действия: последовательность передачи аэропорта и военного городка, - отмечает губернатор. - Стороны пришли к согласию. Обратной дороги нет - будем строить на базе старого аэродрома новый аэропорт».

Не только через Москву

Для того чтобы ускорить передачу, как объясняет Дрозденко, власти региона взяли на себя обязательства оформить имеющиеся на территории аэродрома объекты недвижимости и поставить их на кадастровый учет. Сделать это, по его словам, можно за счет средств региона или потенциального инвестора.

Поэтапно, как рассчитывают областные власти, это будет выглядеть так. Для начала аэродром Сиверский станет грузовым хабом, на что потребуется, по расчетам финансистов, примерно 5 млрд рублей. Затем стартует проект по созданию бизнес-авиации.

«Нам известны многочисленные наши компании, которые вынуждены содержать и использовать самолеты за рубежом из-за того, что слишком высоки тарифы на их обслуживание. Мы же намерены им предложить совсем другие условия. Считаем разумным перевод сюда самолетов дешевой авиации, лоукостеров, что позволит использовать Сиверский как аэродром для иностранных компаний, которым не нужны высокие сборы. Есть примеры успешной работы таких аэропортов. Вспомним хотя бы Париж, где для лоукостеров созданы нормальные условия, без дорогостоящих терминалов и поборов».

Между тем, по мнению экс-руководителя аэродрома Сиверский (1993-1998 годы) Валерия Сараченкова, проект может потребовать бóльших средств, чем предполагают власти. «В прежние времена аэродром использовалсякак грузовой и пересадочный. Инфраструктура осталась, но пришла в негодность, придется все восстанавливать, вплоть до плит взлетной полосы. К этому как инвестору, так и тем, кто принимает решения, надо быть готовыми», - считает он.

Дрозденко напоминает, что создание таких аэродромов активно поддерживает федеральная власть. «Президент страны поставил задачу, чтобы города и регионы сообщались между собой не только через Москву. Ведь до смешного доходит: нам в Мурманск или Архангельск проще лететь через Москву. Так что разумно создание малой авиации, которая не только соединит небольшие столицы республик и областей Северо-Запада, но и со временем позволит долетать до Европы».

К тому же в начале августа на заседании совета по развитию местного самоуправления президент пообещал содействовать скорейшей реализации закона о передаче земель военных городков из собственности Министерства обороны муниципалитетам, чтобы те могли принять участие в федеральной программе по благоустройству городской среды.

Годами состояние военного городка в Сиверском оставалось таким же, как и сотен других поселений в России, уже переданных или передающихся от Минобороны РФ гражданским властям. Городки оторвались от военного ведомства и не прижились у муниципалов, поскольку представляют собой дополнительную нагрузку для бюджетов, средств которых и на латание собственных дыр не хватает.

«Окно» на аэродром в Сиверском начинается от местной помойки. Воротами служат каменные тумбы, увенчанные непонятными металлическими конструкциями. Слева по ходу, за забором - покосившаяся наблюдательная вышка. На ней давно не стоял ни один часовой.

Ничего не осталось от былой славы 226-й Гатчинской бомбардировочной, дважды Краснознаменной, ордена Суворова и Кутузова дивизии, в годы Великой Отечественной войны до последней капли крови защищавшей Ленинград от немецко-фашистских захватчиков, что следует из памятной таблички на постаменте, на котором покоится боевая «стальная птица». Ангары без самолетов и даже без ворот зияют черными дырами, а ворота кем-то распилены на куски и давно сданы на металлолом.

Парк резервных машин, по большей части военных грузовиков, - теперь единственный здесь охраняемый объект. Правда, охраняется он только с одной стороны, а с трех - открыт дождю и всем ветрам. По словам жителей городка, машины стоят недвижимы давным-давно.

Посреди поля, поросшего густой травой, гуляет ветер. В пустых ангарах - тоже. Кое-где приоткрыты двери бункеров, внутри - горы мусора. Таков сегодня заброшенный аэродром, а каким будет аэропорт Северский - вопрос участия причастных к этому ведомств, инвесторов и времени. «Мы хотим, чтобы уже следующий, 2018 год, стал годом проектирования и подготовки материалов для реконструкции», - говорит об ожиданиях губернатор Ленинградской области, по мнению которого, не только магазины, но и аэродромы могут быть «шаговой доступности».

Фото Евгении Дылевой.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии