Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Актер из Таджикистана: Я пытаюсь интегрироваться в это общество

 Фото: Инна Лушина Фото: Инна Лушина В конце августа петербургские власти презентовали проект «Петербург - город, открытый для всех». Его цель - показать живых мигрантов, рассказать истории приезжающих к нам людей и повысить уровень толерантности в обществе (OK-информ уже подробно писал об этом)

Мы побеседовали с одним из участников этого проекта, актером, выходцем из Таджикистана, 22-летним Нозимом Ниязовым. Он рассказал об опыте нелегальной работы в Петербурге, об отношениях россиян к приезжим и перспективах самореализации в России. 

- Расскажите, как давно вы живете в Петербурге и каков юридический статус вашего пребывания?

- Я живу в Петербурге уже пять лет, в этом году окончил ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. - Прим. ред). Отучился по программе бакалавриата на пищевого технолога. И уже поступил дальше в магистратуру.

Я гражданин Таджикистана, до отъезда на учебу жил с семьей в Душанбе. До прошлого года я находился в статусе иностранного студента. В прошлом году получил гражданство: мой отец является также гражданином России - это сильно помогло при оформлении бумаг.

- Почему вы решили поступать в вуз именно в России?

- Я хотел получить высшее образование в России, потому что здесь больше перспектив самореализации, чем у нас. К тому же мне всегда хотелось учиться в окружении лучших и расти над собой.

Была возможность поступить в университет по квоте как иностранному студенту, на бюджет. Я первый раз пытался поступить в Самару на авиационное направление, но не набрал 10 баллов. Тогда я попытался поступить в Петербург на техническое направление - и мне удалось.

- У вас был хороший уровень знания русского языка?

- Да, на родине с отцом мы разговариваем на русском языке, к тому же у нас русскоязычное окружение. Только с матушкой мы разговариваем на таджикском. Еще я учился в русской школе, и семья много вкладывала в наше с братом образование. Поэтому это дало хороший старт для поступления в Россию.

Но в последнее время у меня снова появился акцент. Сейчас я живу в общежитии с ребятами из Таджикистана, и этот акцент мешает моей работе. Сейчас я играю в «Театре рассказа» им. Говорова.

- Очень необычный поворот событий - иностранный студент-технарь из Средней Азии встает на пусть актерства в России. Как это получилось?

- На первом курсе мне совершенно случайно написала женщина через сеть «ВКонтакте», она для одного кинопроекта искала человека с азиатской внешностью. Я заинтересовался, стал ходить на кастинги, участвовал в массовках.

Постепенно я влился в процесс, стал играть эпизодические роли. Сыграл эпизод на съемках сериала «Ленинградский вальс» («Три дня до весны». - Прим. ред), также в фильме с Игорем Скляром «Про Веру», в фильме «Невский пятачок» с Прилучным.

А потом продюсер Денис Широков пригласил пройти кастинг на роль в проекте «Петербург - город, открытый для всех», я там сыграл роль мигранта-нелегала.

- Вы планируете искать работу по специальности?

- В данный момент нет. Сейчас меня интересует актерство и все, что с ним связано. Участие в массовках и киноэпизодах было не просто подработкой, но самореализацией. Я понял, что это мое. И сейчас подумываю о поступлении в московский ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии им. Герасимова. - Прим. ред).

- Был ли у вас опыт нелегальной, неквалифицированной работы?

- На первом курсе я пошел работать в KFC, толком не разобрался, какие документы для этого были нужны. В итоге частично проработал по студенческому билету два месяца, пришел за зарплатой - а у меня в ответ попросили пакет документов и разрешение на работу. В тот момент разрешение на работу стоило 23 тысячи рублей, а должны были мне 12 тысяч. В итоге я ушел без денег. Сейчас я понимаю, что был тогда неправ. Просто этот опыт остался в памяти как весьма неприятный.

После, конечно, были случаи подработки - и официантом, и на стройке. Без оформления, по 12 часов, в месяц Рамадан, когда нельзя было весь день ни есть, ни пить. Был еще опыт, когда весь день таскал мешки с алебастром на 11-й этаж. За 12-часовой такой рабочий день получил 1 тысячу рублей. После этого я зарекся идти на стройку.

- Вам приходилось сталкиваться с предвзятым отношением к себе на национальной почве со стороны петербуржцев?

- В быту до сих пор приходится сталкиваться со злобным отношением со стороны кассирш в магазинах, кондукторов. Недавно при прохождении медицинского осмотра меня напрямую спросили: «Зачем тебе Россия? Чего тебе у себя не живется?». Да, это до сих пор задевает.

Особенно ярко это было в апреле, после теракта в метро (3 апреля на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв, в результате которого погибли 16 человек. - Прим. ред.). Многие просто отходили, смотрели недобро.

Есть мигранты, кто приезжает сюда только на заработки, не выходят даже в город. А есть люди, которые стремятся к большему, готовые расти над собой и интегрироваться в общество. Я понимаю, что российское общество не обязано меня принимать как своего. Но все же хочется, чтобы отношение было более толерантным.

- Вы мусульманин? Каково ваше отношение к терактам на религиозной почве?

- Да, я соблюдаю посты, читаю намаз. Но я не фанатик, это мое личное дело. И я просто делаю то, что должен делать верующий человек. К теракту 3 апреля я отношусь очень отрицательно, потому что истинный мусульманин не сделает такого. Нигде в Коране не написано, что убивать правильно. Мусульманин должен делать добро, а не зло.

- Сталкивались ли вы с агрессией со стороны полиции? Приходилось ли вам давать взятку полицейским, чтобы избежать проблем при проверке документов?

- Нет, ни с агрессией, ни - тем более - со взяткой я не сталкивался. Хотя, будучи студентом, я всегда боялся, что меня остановят. Ведь сотрудники полиции хитрые: если они видят волнение или что человек потерялся, могут потребовать предъявить необязательные документы. Например, копию паспорта или чего-то такого.

За все эти годы меня останавливали всего раз пять и проверяли документы. Был случай, когда у меня был просрочен медицинский полис - и я действительно ехал за новым. Я попытался объяснить ситуацию, они меня поняли и отпустили.

Я прекрасно понимаю, что сотрудники полиции должны выполнять свою работу, должны проверять документы. И к ним также нужно относиться по-человечески.

- Вы связываете свое будущее с Россией?

Думаю, да, тем более что я уже гражданин. Но это, конечно, каверзный вопрос, потому что никто не знает, как повернется жизнь. По крайней мере - я пытаюсь интегрироваться в общество, реализоваться и вести себя как петербуржец: не хамить, не грубить. Это же все-таки не Москва.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии