Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Легко ли отказаться от автомобиля в пользу экологии?

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Сегодня Всемирный день без автомобиля (World Carfree Day). Петербуржцам предлагают ехать на работу на велосипеде и всячески бороться за город без машин. «Общественный контроль» решил порассуждать на тему того, правда ли автомобиль - это настолько вредно и дорого, как принято сейчас говорить?

По задумке, каждый год 22 сентября нужно отказаться от машины, пересесть на велосипед и напомнить всему миру о вреде чрезмерной автомобилизации для природы, экологии и здоровья человека. Впервые День без автомобиля был проведен в 1973 году в Швейцарии, когда власти страны в связи с топливным кризисом призвали граждан отказаться от машин на четыре дня. Их примеру последовали и другие европейцы, затем начались велоакции и велопарады. В России первая велоакция в Москве прошла только 2008 году (по данным РИА Новости), а в Петербурге - в 2010-м, теперь она проходит в Северной столице каждый год.

Автомобиль - главный враг?

В последние годы наблюдается активное «идеологическое» наступление на автомобилистов: все чаще говорят не только о выхлопных газах, загрязнении окружающей среды и надоедливом шуме, но также и дороговизне обслуживания транспортных средств.

Зато стали экономить на автомойках: средний чек, наоборот, упал с 630 до 580 рублей. Снизились платежи за парковки, а также по штрафам

По данным Яндекс. Деньги, за последние 12 месяцев содержание автомобиля для петербуржцев стало дороже в 1,5 раза. «За год каждый из них в среднем тратит 54 860 рублей. Годом ранее эта цифра была заметно меньше - 36 340 рублей», - сообщает пресс-служба Яндекс. Деньги. При этом больше всего увеличились траты на ремонт (в 4,8 раза) и покупку запчастей (в 2,9 раза).

Так, за прошедший год средний платеж за ремонт авто вырос с 4070 до 8030 рублей, за запчасти - с 4070 до 9160 рублей, а за ТО - с 1020 до 1410 рублей. Вырос и средний чек на бензин - с 860 до 910 рублей.

По словам Михаила Чаплыгина, руководителя проекта Auto-Dealer-СПб, увеличение расходов объясняется ростом курса доллара, что отразилось на стоимости запчастей. Ухудшение экономической ситуации в 2015-2016 годах заставил автомобилистов также пересаживаться на подержанные авто, что иллюстрирует и резкий спад продаж новых автомобилей в этот период. По данным Auto-Dealer-СПб, в 2016 году в Петербурге было продано меньше 120 тысяч новых автомобилей - это самый низкий уровень продаж за последние 8 лет. Правда, в этом году уже наблюдается восстановление рынка.

«Однако пока я не могу говорить об отказе от автомобиля как о тенденции. Да, в некоторых случаях дешевле воспользоваться не собственным авто, а, скажем, такси. Благо такси-сервисы - такие, как Uber, Get, Yandex-taxi и другие сделали эту услугу очень доступной. Но чтобы говорить о том, что есть тенденция отказа от автомобиля в пользу велосипеда - я этого сказать не могу», - отмечает Михаил Чаплыгин.

Действительно дешевле?

По словам Александра Ротова, ответственного за коммуникации клуба «Велопитер», в Петербурге почти каждый второй житель владеет велосипедом. «То есть их около 2 - 5 миллионов человек. Но вот сколько из них используется и как часто - неясно. Однако количество велосипедистов определенно растет, мы это видим каждую весну с началом сезона», - рассказывает Александр Ротов. По его словам, с усложнением дорожной ситуации эффективность машины падает, а открытие велополос уже дает свой результат - начинает проявляться тенденция к переориентации автомобилистов.

Экологическое лобби, и экономический аспект, по сути, должны были уже привести к тому, что автомобилисты понемногу начали отказываться от своих вредоносных и дорогих четырехколесных

В начале 2017 года Санкт-Петербург одним из самых «автомобилизированных» городов страны. При численности населения в 5,2 миллиона человек, городской автопарк составляет почти 1,67 миллиона автомобилей, то есть на 1 тысячу человек приходится 319 легковых авто. Этот показатель даже выше, чем в Москве.

По словам Георгия Красавцева, руководителя пресс-службы Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов, наблюдается как раз рост числа автомобилистов. «Ежегодно в Северной столице получают водительские права больше 100 тысяч человек. У нас ни погодные условия, ни территориальная удаленность спальных районов не позволяют заменить автомобиль велосипедом. А если хорошенько посчитать, то иногда и пользоваться общественным транспортом получается дороже, нежели ездить на автомобиле», - считает Георгий Красавцев.

Если взять стандартный маршрут петербуржца из спального района в центр на работу - это проезд на маршрутке до метро (40 рублей), а затем еще поездка на метро (45 рублей). В итоге в день на проезд может уходить до 200 рублей. Если же поделить средние годовые расходы автомобилиста (по данным Яндекс.Деньги) на 12 месяцев и 20 рабочих дней в каждом - выходит около 230 рублей в день. При этом разница в уровне комфорта между ездой на автомобиле и в общественном транспорте вряд ли вызывает споры.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии