Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Искусство нонконформизма

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Известный петербургский художник, искусствовед Андрей Хлобыстин поделился с OK-Inform своим взглядом на политику в искусстве и участии культурных деятелей в политике. Диалог завязался на выставке, посвященной Георгию Гурьянову, куратором которой является Хлобыстин. Художник предупредил, что его политика совсем не интересует, но все рассказал о подмене искусства правозащитничеством

Сейчас прослеживается новая волна активной реакции деятелей искусства на политические события. Вместе с тем госорганы и некоторые законодатели выражают желание ограничить искусство в своих публичных проявлениях. Почему это происходит сейчас?

- Это, по-моему, очередной пролив искусства нонконформизма. Люди по-советски видят искусство как форму политической, классовой, социальной борьбы. Это советская эстетика, которая дублировала нонконформизм, будучи его оборотной стороной. Я отношу себя к искусству, которое не занималось политикой, а занималось собой. Коллективное, которое навязывалось «совком», уже перестало действовать. Появились люди, воспетые Цоем и Гурьяновым, которые могли себе позволить роскошь заботы о себе. Они занимались не только своим внутренним, но и - столь же тщательно - и внешним, потому что внешнее крайне репрессировалось. Они стали требовательными ко всему внешнему и старались создать мир вокруг себя, начиная  с собственного облика и кончая одеждой, интерьером - всем. То есть все украсим орнаментами, тогда не надо будет ломать стену непонимания, агрессии, нонконформизма. Создается отец (например, власть, секс, насилие, негативизм), и происходит отцеубийство. А негативная модель уже не работает, поскольку власть нерепрессивная соблазняется, причем очень давно, поэтому тупо ломиться в эту сторону. У нас сейчас рынок использует политизированное искусство в фарцовочных, на мой взгляд, целях. Здесь нет состоятельности, это искусство имитационное, манипулятивное, которое занимается демонстрацией.

- Вы имеете в виду, в частности, господина Павленского?

- Это который рот себе зашивал? Это такой московской версии искусство, на Москву рассчитанное. Надеюсь, он решил свои внутренние проблемы, чтобы начать учить других. Но это все пиар, мейнстрим современного искусства.

- Но и на искусстве тоже делают пиар. Взять того же Милонова с его инициативами запрещать концерты украинских групп…

- Когда началась антигей-копания, о гей-культуре вообще никто не знал, эту тему уже давно никто не обсуждал, но какой мощный пиар она получила. Политика - отсталый жанр. Там люди не интересуются прекрасным, не интересуются возвышенным искусством. Им важно искусство внешнее, это самое манипулятивое, которое торжествует сейчас во всем. Внешняя магия для извлечения профита: силы, денег, власти. То есть ты не в обмен вступаешь, не в любовные отношения, а в зависимые.

- Надо ли с этим бороться, ведь у такого жанра есть широкий слой потребителей?

- Я вырос с поколением, которое политику совершенно иначе понимало. Собственная политика была важна. Если Виктор Цой был свободен, Георгий Гурьянов был свободен, зачем им бороться за свободу? Если вы не свободны, тогда боритесь, это приветствуется - станете самими собой. Конечно, я за всякие гражданские блага, за обеспечение необходимым детей, всех униженных и оскорбленных. Надо всех делать возвышенными, а не запугивать и унижать. Сейчас придумываются какие-то ретромодели, на мой взгляд, а-ля Советский Союз. Мода на демагогию есть. Многие художники работают в стиле страшного тоталитарного фэнтези, а часть анально-фаллическую тему разрабатывает, то есть это пубертатность, тема взросления, посвящения во взрослость. Оказывается, что это не искусство, но тоже правозащитничество, диссидентство. Та же самая линия, которая занимается не собственными проблемами художественного плана, а политическим активизмом. Прекрасно, это своя традиция. Но надо ее изучать хотя бы, понимать, что делали здесь в 70-е годы политические активные художники. Кроме того, сейчас политика располагается в самых разных местах, и понимать ее упрощенно, как репрессию просто смешно. 

- На что посоветуете равняться нынешним художникам-диссидентам?

- Надо заниматься собой - и все. Полюбить себя - и тогда получится полюбить других людей. Такие банальные вещи. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антонина, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии