Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Инновации госкомпаниям неинтересны

 Юлия Ларионова/OK-inform Юлия Ларионова/OK-inform Госкомпании и федеральные учреждения, несмотря на взятый властью курс на инновации, к введению инновационных методов работы и внедрению новейших разработок относятся по-прежнему осторожно. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного действию законодательства о госзакупках в сфере инноваций

Дискуссия состоялась в Москве и была организована Торгово-промышленной палатой России и Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ).

План мероприятий по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства  к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госактивами - так называемая «дорожная карта» - обнародована почти год назад. Предполагалось, что реализация «карты» позволит увеличить долю инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок, обеспечит прямой доступ субъектов предпринимательства к закупкам.

В то же время вступление в силу закона N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (к слову, появившегося на полтора месяца раньше «дорожной карты») и поправок в 223-й федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предъявило новые требования к проведению закупок, в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции.

Крупные предприятия и естественные монополии с госучастием практически не интересуются инновационной продукцией, предлагаемой, в том числе, бизнес-субъектами.

По факту задачи, поставленные «дорожной картой» и поправками в закон о госзакупках, не достигнуты. Крупные предприятия и естественные монополии с госучастием практически не интересуются инновационной продукцией, предлагаемой, в том числе, бизнес-субъектами, заявил ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Александр Ломаченко. В системе оборонного закона технологические новинки, по сути, вовсе не применяются. Возможным вариантом выхода из ситуации он считает стимуляцию спроса на инновации через совершенствование системы госзакупок.

«Объем госзакупок - 7 трлн, и только 10% относится к субъектам малого и среднего бизнеса - потому что менеджмент заказчика в том, чтобы работать с малыми и средним бизнесом, не заинтересован», - полагает член-корреспондент Российской академии естественных наук, партнер юридической фирмы ООО «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры» Сергей Зайнуллин.

Пробные шаги со стороны Торгово-промышленной палаты уже предприняты. В начале года ее представители обратились в военно-промышленную комиссию с просьбой создать механизмы сотрудничества малого и среднего бизнеса с госкомпаниями. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин потребовал от Минпромторга определить пилотной площадкой Московскую область и сформировать региональную рабочую группу по кооперации между военно-промышленным комплексом отдельно взятого субъекта  и предприятиями малого и среднего бизнеса. Если эксперимент в сфере внедрения инноваций окажется успешным, его распространят на всю страну. Задача – совершенствовать механизм госзакупок в этом сегменте.

Законы в этой области применять непросто из-за недопонимания участниками процесса, что же такое «инновации».

В то же время, несмотря на отсутствие понимания ключевых моментов у многих участников системы госзакупок, законы в этой сфере работают и, по мнению члена комитета по методологии и контролю закупочной деятельности НАИЗ Михаила Мухина, неплохо. Основные требования закона к заказчикам известны, как и перечень обязательных к публикации документов. Согласно изменениям от декабря прошлого года, заказчик должен публиковать сведения о количестве  и об общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупки  у субъектов малого и среднего предпринимательства.

•«Мы адаптировали (принятые на федеральном уровне изменения. - Прим. OK-inform) под наши нормативные требования - типовые формы закупочной документации, внедрили регламенты, описание процессов и ответственных лиц, формирование и согласование, - рассказал об опыте корреляции федеральных законов о госзакупках с корпоративными актами представитель “РусГидро” Петр Мельник. - Таким образом, мы стандартизировали систему закупок и привели ее в соответствие с 223-м ФЗ».

Закон продолжит меняться. Так, вскоре будет ужесточена ответственность за нарушение закона о госзакупках. Согласно законопроекту, который уже прошел первое чтение в Госдуме, для юридических лиц санкции увеличат до 500 тысяч рублей, для должностных - до 50 тысяч рублей. Карать будут тех, кто «забыл» опубликовать информацию о госзаказе, необоснованно отклонил заявки или вовсе не рассмотрел их.

Карать будут тех, кто «забыл» опубликовать информацию о госзаказе, необоснованно отклонил заявки или вовсе не рассмотрел их.

Кроме того, как недавно заявил в  интервью «Интерфаксу» замминистра экономического развития Евгений Елин, в первом квартале речь также пойдет о решении проблем малобюджетных заказчиков. «Мы договорились о том, что для заказчиков с годовым объемом закупок до 2 млн рублей будут сняты ограничения на закупки у единственного поставщика (в случае, если каждая закупка не превышает до 100 тысяч рублей). Свыше 2 млн рублей - возникает 5-процентный барьер. Также мы предлагаем сократить расчеты с малыми предприятиями до 30 дней, ввести соответствующие обязательства через закон. У ведомств, правда, есть возражения. Но мы считаем, что таким образом обеспечим ритмичность исполнения бюджета. Смысл новеллы состоит в следующем: сегодня малое предприятие выполнило свою работу, закрыло заказы, а ему говорят: заплатим мы тебе только в декабре, в конце года. Мы хотим ввести законодательно, что если контракт исполнен в срок, то в течение 30 дней, будьте добры, рассчитайтесь», - заявил Елин.

Основные же изменения предполагаются во втором квартале - по 223-му закону чиновники намерены ввести исчерпывающий перечень конкурентных процедур. По заявлению Елина, это делается, чтобы заказчики «под хитрым названием процедуры не завуалировали закупку у единого поставщика». Сейчас процедуры в нормативных актах по 223-му закону утверждают сами заказчики. «В результате был, например, такой способ закупки, как закупка “на основании устойчивых хозяйственных связей”. Фактически – это единственный поставщик, вот с ним и есть “устойчивая хозяйственная связь”. Такого больше не будет», - уверен замминистра. Еще один пакет изменений предполагается в КоАП.

Особое внимание чиновники намерены уделить кадровому вопросу. В будущем, 2015 году будет введена единая система аттестации специалистов.

В более приближенной перспективе - уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового контроля над госзакупками.

Прежде финансовый контроль над госзакупками на федеральном уровне был распределен между несколькими ведомствами. Росфиннадзор следил за расходованием бюджетных средств госорганами. Федеральное казначейство в текущем режиме контролировало операции по счетам распорядителей и получателей бюджетных средств. В свою очередь, главные распорядители и распорядители бюджетных средств также следили за целевым использованием средств бюджетополучателями. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба контролировала, насколько размещение госзаказа соответствует законодательству.

После слияния ФАС и ФСТ функции могут быть вновь распределены. Но усиления контроля, хотя бы на стадии размещения заказа, не избежать, считает директор Департамента экономической безопасности предпринимательства Олег Сиваков.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Мария, финансист, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии