Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Цены на проезд вырастут после выборов

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Тарифы на общественном транспорте должны быть «экономически обоснованными», заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, посетовав на то, что сейчас плата за проезд не покрывает затрат перевозчиков. Это в полной мере относится к Петербургу, где перевозчики тратят почти вдвое больше, чем зарабатывают. Но вопрос о том, кто покроет разницу, повис в воздухе

Тему экономики пассажирских перевозок министр транспорта РФ Максим Соколов поднял на прошлой неделе, выступая на заседании президиума Госсовета. Его доклад был обращен к президенту страны Владимиру Путину.

Перевозчики экономят на всем

«Фундаментом для дальнейшего развития общественного транспорта должно стать определение экономически обоснованной стоимости транспортной работы», - заявил министр. Он посетовал на то, что контракты с перевозчиками зачастую заключаются на условиях «нулевой цены», что «поставило перевозчиков на грань выживания».

«На большинстве маршрутов собираемой платы, тем более что она зачастую регулируется субъектами или муниципалитетами, недостаточно для покрытия всех необходимых затрат перевозчиков, - пояснил Максим Соколов. - И экономить им приходится на всем: и на зарплатах, и на обслуживании техники и, к сожалению, на требованиях безопасности - как технологической, так и транспортной. Это, конечно же, негативно отражается на качестве обслуживания пассажиров».

Убытки перевозчиков городского пассажирского транспорта в целом по стране составили в 2016 году почти 13,5 млрд рублей, при этом тарифы на перевозки «в ряде субъектов Российской Федерации» растут на 2-2,5% в год, что ниже уровня инфляции, привел статистику министр.

Порядок определения цены от Минтранса

По мнению Максима Соколова, необходимо обеспечить «справедливую» цену на организацию пассажирских перевозок. «В настоящее время мы завершаем разработку порядка определения начальной максимальной цены контракта при закупках в сфере регулярных перевозок. По нашим оценкам, после внедрения такого порядка и определения начальной максимальной цены доходы организаций, которые будут осуществлять перевозки, должны увеличиться примерно на 15 процентов, а в межмуниципальном сообщении - более чем на 30 процентов», - заявил глава Минтранса.

По его словам, это позволит в течение трех лет довести уровень зарплат в транспортной сфере до среднего уровня по региону, обеспечить снижение зависимости от труда мигрантов и предотвратить старение парка.

Сколько стоит проезд на самом деле

В Петербурге с «экономически обоснованной стоимостью транспортной работы» все сложно. Согласно официальным данным Комитета по транспорту, представленным на полугодовом отчете, в первом полугодии 2017 году доходы от перевозок пассажиров подведомственными предприятиями (Петербургский метрополитен, «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс») составили 15,9 млрд рублей. А расходы на перевозку пассажиров - почти в два раза больше - 28 млрд, причем этот разрыв год от года растет. «С 1-го полугодия 2012 года по 1-е полугодие 2017 года расходы на перевозку пассажиров выросли на 70%. В то же время доходы от перевозки пассажиров (несмотря на предпринимаемые усилия по увеличению собираемости доходов) в связи с отставанием темпов роста тарифов от темпа роста инфляции выросли только на 50%», - говорится в материалах комитета.

Убыточными являются около 60% автобусных перевозчиков и 80% - предприятий электрического транспорта.

Как ни странно, цена билета в общественном транспорте при этом выше себестоимости поездки. Сейчас жетон в метро стоит 45 рублей. Билет на автобус, троллейбус и трамвай - 40 рублей. А себестоимость перевозки одного пассажира в электротранспорте (троллейбус и трамвай), как сообщили «Общественному контролю» в Комитете по транспорту, составляет 38,2 рубля; в автобусе - 38,8 рубля; в метро - 44,27 рубля.

Объясняется этот парадокс тем, что значительная часть пассажиров пользуется проездными билетами длительного пользования. Так, одна поездка по «Подорожнику» стоит от 27 до 31 рубля в наземном транспорте и от 32 до 36 рублей - в метро. Кроме того, в общественном транспорте ездит большое количество льготников.

На днях появилась информация, что из-за введения дополнительных мер безопасности в метро, себестоимость поездки в нем выросла до 48 рублей.

На то, чтобы компенсировать разницу, городской бюджет ежегодно выделяет субсидии. В 2017 году субсидия метрополитену составила 12,1 млрд рублей, «Горэлектротрансу» - 6,8 млрд, «Пассажиравтотрансу» и другим автобусным перевозчикам - 9 млрд (коммерческие перевозчики тоже получают городскую субсидию на социальные перевозки).

В следующем году эти суммы будут выше - чтобы не расстраивать избирателей на президентских выборах, было принято решение не повышать тарифы в общественном транспорте Петербурга.

Что хотел сказать министр?

Говоря о тарифах, Максим Соколов имел в виду условия заказа перевозок, то есть условия контрактов с местными органами власти, уверен транспортный аналитик Владимир Валдин. «Во всем мире транспорт планово-убыточен для заказчиков перевозок (как лампочки на улицах - за них напрямую никто из тех, кому они освещают дорогу, вообще не платит), но не должен быть убыточным для перевозчиков, - говорит он. - Сейчас же в России условия такие, что часто перевозчики работают в убыток». То есть разница между тарифом и себестоимостью должна покрываться субсидией. «Но на местах могут и по-своему интерпретировать», - оговаривается эксперт.

Как это интерпретируют в Петербурге, сказать сложно, но так совпало, что незадолго до выступления Максима Соколова, местные транспортные чиновники заговорили о выведении перевозок на уровень рентабельности. «Общественный контроль» рассказывал о том, как они это себе представляют. Летом этого года рентабельными стали автобус № 121 и трамвай № 100, курсирующие по проспекту Просвещения. Чтобы добиться такого результата, пришлось отменить несколько маршруток, которые, кстати, городских субсидий не требовали, а стоили дешевле социального транспорта (без учета проездных). Тариф на проезд при этом повышать не пришлось. Но выборы пройдут, а соблазн снова увеличить ценник останется.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии