Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.59
Евро 99.79
Юань 1.29

Смартфон заменит билеты, жетоны и кэш

 Фото: Михаил Киреев / РИА Новости Фото: Михаил Киреев / РИА Новости Для поездок в общественном транспорте Петербурга и Москвы не потребуется ничего, кроме смартфона с установленным приложением. Это может стать реальностью уже в нынешнем году. И это лишь первый шаг в направлении, в котором движется весь мир - «мобильность как услуга». Это значит, что потребитель покупает не билет на разные виды транспорта, а услугу по доставке из пункта А в пункт Б

Уже в этом году Петербург появится в международном сервисе продажи электронных билетов PayIQ, сообщил корреспонденту «Общественного контроля» представитель компании PayIQ в России Павел Ишанов на конференции Интеллектуальные транспортные системы России. По его словам, установив специальное приложение для смартфона, пользователь сможет приобрести через него виртуальный аналог карты «Подорожник», положить на него деньги и расплачиваться в общественном транспорте.

В СПб ГКУ «Организатор перевозок» подтвердили, что с компанией ведутся переговоры, но отметили, что их процесс еще не завершены.

Российское приложение PayIQ уже работает в Москве. С его помощью можно приобрести и пополнить карту «Тройка», дающую возможность передвигаться на метро и наземном транспорте. Одно приложение будет работать в двух столицах. Кроме того, в нем есть разделы для городов Финляндии (компания PayIQ была создана в Турку) и других стран мира.

Давайте объединяться

Идея сделать единый проездной для двух столиц не нова. В июне этого года в продажу поступили объединенные карты «Тройка-Подорожник». Поначалу на них возник ажиотажный спрос, и первую партию смели буквально за три дня. Но потом выяснилось, что преимущества карты не так велики. В ней есть два разных счета: для «Тройки» и для «Подорожника». Пополнять «Тройку» можно только в Москве, а «Подорожник» - только в Петербурге. То есть единственный плюс - вместо двух карт можно носить с собой одну.

Более интересный проект стартовал в 2016 году, когда Представительство ООН в России совместно с Минтрансом объявили конкурс на разработку концепции создания универсальной системы оплаты за услуги пассажирского транспорта на территории России. Речь шла о железнодорожном, внутреннем водном (местные, пригородные, внутригородские перевозки), городском электрическом, внеуличном (монорельсовый, подвесные канатные дороги, метрополитен) и автомобильном (муниципальные, межмуниципальные перевозки) видах пассажирского транспорта.

«Концепция будет являться документом, определяющим направления, мероприятия, целевые показатели развития универсальной системы оплаты, что нацелено на повышение привлекательности и удобства использования пассажирского транспорта общего пользования перед личным транспортом», - говорится в конкурсной документации.

Разработкой концепции занялся Аналитический центр при Правительстве РФ. Был даже проведен эксперимент на реально работающем транспорте - петербургском автобусе № 7.

Специалисты разработали специальное приложение для смартфона, которое делало поездку удобнее. «Пассажир выбирает точку назначения, система прокладывает маршрут, согласно критериям - самый дешевый, самый быстрый и т. д. Далее, следуя навигационным командам, пассажир оказывается на остановке не позднее двух-трех минут до посадки», - объясняет советник руководителя Аналитического центра Игорь Иванов. В самом автобусе приложение оплачивает проезд. Причем тестировались разные способы, включая автоматическое списание, когда смартфон сам определяет, что его владелец - в автобусе и пора платить.

Ничего личного

Описанная схема - это уже фактически то, что во всем мире называют Mobility As A Servis (мобильность как услуга - англ.) или коротко - MAAS. Эта концепция заключается в том, что человек не думает о билетах и расписаниях, а просто покупает поездку из пункта А в пункт Б. А специальное приложение предоставляет ему разные варианты того, как ее совершить. Например, поехать на общественном транспорте, взять такси, каршеринговый автомобиль, велосипед и т. д. В этом же приложении поездку можно оплатить в один клик, даже если она включает в себя несколько видов транспорта. На сайте Европейского альянса MAAS перечислены несколько десятков подобных приложений, работающих в большинстве стран Западной Европы или даже в нескольких странах стразу.

Характерно, что концепция MAAS не подразумевает пользования личным транспортом.

Адепты этой системы предъявляют к частным авто следующие претензии: это неэффективно (личный автомобиль используется в среднем на 4%, а все остальное время он стоит припаркованным), неэкологично и создает пробки. «Мы же, в конце концов, не покупаем отели, чтобы отдохнуть у моря. То же самое может быть с использованием машин», - объясняет Павел Ишанов.

Приложения MAAS уже начинают «перерастать» сугубо транспортную тематику. С их помощью можно купить билеты на различные мероприятия, одновременно с покупкой поездки на них. В Финляндии можно приобрести комплексный билет на горнолыжный курорт Кюллес, включающий в себя поездку и аренду отеля.

Еще дальше пошли создатели приложения Whim, работающего в той же Финляндии - в Хельсинки. Они предлагают пользователям приобретать месячные абонементы на передвижение. Например, за 55 евро в месяц можно пользоваться всеми видами городского общественного транспорта без ограничений, а также услугами такси и аренды автомобилей с лимитом 15 евро. Более дорогие абонементы содержат более высокие лимиты.

Долгий путь

«Мы пришли к выводу, что универсальная система оплаты проезда не может рассматриваться и разрабатываться отдельно от системы информирования пассажиров и системы управления пассажирским транспортом. Элементы одной системы очень четко стыкуются с другой», - говорит Игорь Иванов. То же самое можно сказать и про любые системы, работающие по принципу MAAS. Простой пример: если автобус не приедет вовремя, то приложение, которое «везет» пассажира, теряет всякий смысл.

В Москве интеллектуальная транспортная система уже запущена. Она регулирует дорожное движение и управляет наземным общественным транспортом в автоматическом режиме. В Петербурге разрабатывается Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом. В «МосгортрансНИИпроекте» говорят, что петербуржцы часто приезжают перенимать опыт. Срок реализации петербургского проекта - 2019 год. До этого MAAS в Северной столице будет лишь темой для рассуждений.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии