Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Кто позарился на иконы Русского музея

 Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев попытался развеять слухи вокруг самой ценной иконы из коллекции отдела древнерусского искусства - «Ангел Златые Власы». Как сообщают СМИ, музей может лишиться этого шедевра по прихоти влиятельного православного бизнесмена Сергея Шмакова

Какие дела уже наделал фонд «Иваново дело»

Меценат возглавляет благотворительный фонд «Иваново дело», который в 2009 году, заручившись поддержкой Минкульта, организовал «временную выдачу» Торопецкой иконы Божией Матери из собраний Русского музея в недавно отстроенный в Подмосковье Храм Александра Невского.

Несмотря на то, что восемь лет назад музейщики получили гарантию возврата иконы от самого патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, образ Богоматери, написанный в первой половине XIV века, до сих пор находится в храме элитного коттеджного поселка «Княжье озеро».

«У нас есть негативный опыт сотрудничества с фондом “Иваново дело”, руководство которого неоднократно заявляло о гарантированном возврате, а затем - о совместной работе по передаче Торопецкой иконы Божией Матери на длительное хранение в Корсунско-Богородицкий храм в Торопце, где она находилась до 1921 года. Но икона, по-прежнему числясь в музейном фонде, по сей день пребывает в подмосковном храме, а многократные обращения Русского музея во все инстанции с просьбой ее вернуть остались безответными», - напомнил Владимир Гусев.

Эти слова директора объясняют, почему музейные сотрудники, узнав об интересе фонда «Иваново дело» к иконе «Ангел Златые Власы», подняли шум. Эта икона, возраст которой составляет более 800 лет, является шедевром русской домонгольской иконописи. Равной ей нет во всем мировом наследии, а потому «Ангел Златые Власы» считается своеобразной визитной карточкой Русского музея, с которой начинается знакомство с историей византийского и русского искусства.

О чем хранители Русского музея поведали прокурору

«Более древней и более ценной иконы в собрании Русского музея нет», - написали сотрудники отдела древнерусской живописи прокурору Петербурга Сергею Литвиненко, прося «провести прокурорскую проверку и принять меры прокурорского реагирования в связи с подготовкой к преступному изъятию из экспозиции Русского музея» уникального памятника искусства.

В этом письме утверждалось, что директор Русского музея под давлением министра культуры Владимира Мединского, к которому обратился фонд «Иваново дело», готовится переместить «Ангела Златые Власы» из первого зала постоянной экспозиции Михайловского дворца в домовую церковь Михайловского замка, что может катастрофически сказаться на состоянии иконы.

«Открытые части деревянной основы очень чутко реагируют на перепады температурно-влажностного режима, что ведет к разрушению экспоната. Ветхий грунт сохранился не повсеместно, и в местах нависания фрагментов над основой и мелких выкрошках возникает опасность утрат. Красочный слой - очень тонкий, почти лессировочный, настолько потерт, что повсеместно проглядывает белый левкас. Значительные утраты живописи по всей поверхности. Надписи не сохранились. Авторская живопись по всей поверхности значительно потерта. Остатки листового золота XII века фрагментарны и также подлежат чрезвычайно бережному обращению с памятником», - говорится в справке о сохранности знаменитой иконы.

В своем обращении к прокурору сотрудники отдела древнерусского искусства Русского музея написали, что «что министр культуры РФ Мединский фактически шантажирует директора музея Гусева, под страхом увольнения вынуждая его дать согласие на абсурдные манипуляции с иконой ”Ангел Златые Власы”, чреватые ее утратой». Просочившись в прессу, это вызвало бурную общественную дискуссию, сопоставимую с той, которая была при перенесении Торопецкой иконы Божией Матери в подмосковный храм.

«Волга впадает в Каспийское море, а “Ангел Златые власы” остается на месте»

Дабы расставить все точки над «i», Владимир Гусев собрал 17 октября в Русском музее журналистов. Директор музея начал с того, что информация, которая попала к прокурору, а затем была растиражирована в СМИ, основана на подозрениях, вымыслах, слухах.

«Никакого давления со стороны министерства культуры и его главы на меня не было, никаких требований исполнить чьи-то пожелания об изъятии иконы под угрозой моего увольнения не было, никакой тайной работы по подготовке к преступным нарушениям существующего законодательства, которое исключает передачу РПЦ экспонатов из музейного фонда, не было и нет», - заявил Владимир Александрович.

По его словам, было обсуждение рабочих вопросов, которые возникли в связи с многократными обращениями в Минкульт фонда «Иваново дело», который предлагал участвовать в реставрации домового Храма Михаила Архангела в Михайловском замке при условии перемещения в него иконы «Ангел Златые Власы» на церковные праздники.

Директор Русского музея заявил, что это предложение абсурдное. Поскольку, во-первых, фонд вряд ли сможет собрать 150 млн рублей, которые требуются на реставрацию домовой церкви Михайловского замка (первый этап реставрации обошелся в 90 млн. - Прим. ред.). А во-вторых, смысла переносить образ из зала, где его видят сотни тысяч посетителей музея, в маленькую по размеру семейную внутреннюю дворцовую церковь, нет.

Икона «Ангел Златые Власы» исторически не является молельным образом. Это часть оглавного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду.

Домовые храмы Михайловского дворца и Михайловского замка, несмотря на то, что в них проводится по 4-6 богослужений в год, закрыты для свободного посещения и одновременно в них могут разместиться всего 20-40 человек.

По словам Владимира Гусева, эти церкви не отвечают современным требованиям безопасности в связи с отсутствием аварийных выходов. Чтобы их открыть для свободного посещения, нужно менять историческую планировку памятников, что, понятное дело, невозможно.

«Мне жаль, что публичные заявления, основанные на недостоверной информации, привели к конфликту», - сказал директор Русского музея, попросив при этом прощения у своего руководства из Минкульта.

Владимир Гусев уверил, что «Ангел Златые Власы» не повторит истории Торопецкой Богоматери. «Волга впадает в Каспийское море, а “Ангел Златые Власы” остается на месте, которое он занимает более 80 лет», - отрезал директор Русского музея.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии