Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Осторожно, листопад! Как избежать осенних ДТП

 Фото: Константин Чалабов / РИА Новости Фото: Константин Чалабов / РИА Новости Осень - время традиционного роста аварийности на дорогах. Причины стандартные: темно, скользко, мокро и холодно. И как достойное завершение сезона впереди маячит первый снег, гололед и «день жестянщика»

ОК-Информ уже писал о том, как подготовить свой автомобиль к осеннее-зимнему периоду и о необходимости заранее позаботиться о зимних шинах. Однако технической стороной подготовка к трудному сезону не ограничивается, ведь причиной большинства ДТП по-прежнему остается человеческий фактор. В том, на что следует обращать внимание осенью, чтобы сохранить здоровье, нервы, время и деньги, разбирался «Общественный контроль».

Сбавьте скорость

Конечно, если мы с вами протянули с «переобувкой» в зимние шины, а ночью внезапно выпал снег, ударил мороз, и вообще все указывает на наступление «дня жестянщика», то лучше не выезжать на автомобиле вообще и воспользоваться общественным транспортом или такси - это может обойтись намного дешевле, чем неплановый ремонт.

Но покажите нам автомобилиста, который готов вместо уютного, теплого и сухого салона своей любимой «ласточки» отправиться под дождем на ближайшую остановку… Подобных уникально-ответственных людей не так много.

Тем, кто решил ехать, стоит воспользоваться советом ГИБДД: «Соблюдайте скоростной режим». В городе это 60 км/час (а не 80, за которые «не штрафуют»), а то и меньше - исходя из дорожной обстановки.

В «экстремальные» дни, как правило, все автомобилисты, за редким исключением, вежливы и предупредительны по отношению друг к другу. И если вы вдруг медленно едете или не мгновенно стартуете на зеленый свет, то именно в «день жестянщика» эта манера езды будет воспринята с пониманием.

Переобуйтесь заранее

Октябрь в этом году выдался теплый, но мокрая листва на асфальте - не менее (а то и более) коварный враг, чем первый гололед. Удлиняется тормозной путь, необходимо сбрасывать скорость при прохождении поворотов. Если у вас механическая коробка передач, стоит в сложной обстановке включать пониженную передачу. В общем, вспоминать навыки «зимнего вождения» нужно задолго до первого снега.

Главный совет: заранее переобуйтесь в зимние шины. При температурах около нуля лучше всего будет вести себя «всесезонка».

Однако вряд ли кто-то будет менять резину на своем автомобиле четыре раза в год: летом, как правило, у нас все-таки удобнее ездить на летней резине, а низкие зимние температуры не оставляют «всесезонке» ни одного шанса.

Заранее переобуваться выгодно. Можно успеть собрать все предлагаемые в шиномонтажах бонусы и скидки, и главное - проскочить до очередей, которые непременно выстроятся сразу после «дня жестянщика».

Как правильно тормозить

Из одного учебника по вождению в другой и, соответственно, из одной журнальной статьи в другую кочует старый совет нажимать на педаль тормоза в несколько приемов, «накачкой». Однако этот совет окончательно устарел с тех пор, как экстренной тормозной системой ABS стали оснащаться все без исключения комплектации современных автомобилей. Поэтому, как говорится, забудьте, чему вас учили в автошколе десять лет назад: для того чтобы антиблокировочная система (ABS) правильно сработала при экстренном торможении (именно при экстренном торможении, для предотвращения аварии), нажимать на тормоз следует резко и «давить педаль в пол».

Считается, что ABS удлиняет тормозной путь. Это происходит далеко не всегда, но действительно случается. Не стоит забывать, что главная функция ABS - сохранить управляемость автомобиля при экстренном торможении, в том числе - на скользкой дороге.

И с точки зрения безопасности это важнее, ведь препятствие можно объехать. Впрочем, это относится только к экстренному торможению. Без него, конечно, не обойтись, но правильнее на скользкой дороге сбрасывать скорость заранее, «тормозить двигателем», плавно останавливаясь у светофоров и соответствующих дорожных знаков.

Современные системы ABS работают бесшумно, старые - наоборот: внезапно «рокочут» и могут напугать неопытного водителя, даже находящегося в соседней машине. К этим звукам просто надо быть готовым, ничего страшного в них нет.

Помните, что ABS работает правильно только в случае, если у автомобиля «правильные» шины: соответствующие сезону, с неизношенным протектором и не растерянными на дорогах шипами.

Не выключайте TCS

Мокрая листва, первый ледок - и автомобиль уже чувствует себя неустойчиво на поворотах, тем более что службы, отвечающие за уборку городских улиц и междугородних трасс, уж точно не успели перейти на зимний режим работы. В этой ситуации недостаточно сбросить скорость до поворота. Напомним, что выйти из заноса на переднеприводном автомобиле можно, нажав на педаль газа с одновременным поворотом руля в сторону заноса. У опытных водителей, конечно, «руки сами вспомнят», что и как делать. Но стоит повторить простые правила.

На скользкой дороге ни в коем случае нельзя тормозить непосредственно в повороте.

Ни при каких обстоятельствах не выключайте систему курсовой стабилизации автомобиля TCS. Безопасность современного автомобиля рассчитана с учетом использования всех штатных бортовых систем, и если у модели не предусмотрена система TCS - значит эксплуатировать можно и без нее. А если система установлена изначально, то без нее машина может сорваться в занос и улететь на встречку или в кювет и при сравнительно небольшом гололеде, и при невысокой скорости.

Бытует довольно распространенное заблуждение, что система TCS плохо работает в гололед - и на этом основании ее и отключают. Действительно, принцип работы системы основывается на автоматическом подтормаживании одного из задних колес, что и повышает курсовую устойчивость. И если это колесо оказалось на льду или на слое размокших листьев, система будет работать хуже. Но все равно с включенной TCS в данном случае безопаснее: умная электроника все равно быстрее человека справится с ситуацией, как только колесу будет за что зацепиться.

Вообще функция отключения TCS предусмотрена только для того, чтобы автомобиль мог стартовать, если он стоит на льду или в грязи одним колесом: именно в этом случае электроника будет мешать началу движения. Однако сразу после выезда на дорогу с более-менее нормальным покрытием не забудьте снова включить систему. А вот круиз-контроль на скользкой дороге лучше действительно не использовать - современный автопилот все-таки еще далек от совершенства.

Очертания тают в темноте

Осенью на дорогах становится темно. Конечно, год от года растет число правильно освещенных улиц, трасс, перекрестков и пешеходных переходов. Но не стоит надеяться на то, что вы никогда не столкнетесь с настоящей, качественной темнотой. Ведь свет могут отключить и там, где он всегда обычно горит. А осень - еще и время туманов. Стоит ли говорить, что туман в темноте - особенное «удовольствие». Добавьте к этому недисциплинированных пешеходов, внезапно перебегающих улицу в темной неприметной одежде, и вы получите одну из основных причин осенних ДТП.

Вряд ли эту проблему можно решить с помощью установки дополнительных фар: во-первых, они могут ослепить водителей встречных автомобилей, а во-вторых, их придется соответствующим образом зарегистрировать. Тут помочь мог бы закон об обязательном ношении светоотражателей пешеходами. На примере соседних Финляндии, Беларуси и Эстонии видно, что эти недорогие приспособления в значительной степени снижают опасность осенних и зимних ДТП с участием пешеходов и велосипедистов.

Ну а пока такой закон еще не принят, начните с собственной безопасности. Ведь водитель выходит из машины слева, на проезжую часть. И, что греха таить, часто начинает переходить дорогу тут же, без всякого пешеходного перехода, просто еще не осознав того факта, что, выйдя из машины, он сразу же превратился в пешехода. А ведь для личной безопасности достаточно в кармане водительской дверцы держать тот же фликер, а еще лучше - светоотражающий жилет. Поверьте, водители идущих за вами машин, заметив вас заранее, обязательно помянут вас добрым словом.

Фары светят в среднем на 30-60 метров, а тормозной путь на скорости 80 км/ч на мокром асфальте составляет около 40 метров.

Этот совет относится и к пешеходам. Если уж у кого-то еще с гражданской войны остался подсознательный страх перед бандами грабителей, и он боится, что супостаты обнаружат его в темноте, то светоотражающий фликер можно носить и в кармане. Доставая его только при переходе улицы или при движении по обочине неосвещенной дороги, то есть в тех случаях, когда опасность погибнуть под колесами выше, чем попасть в лапы воображаемых бандитов или террористов.

Велосипедистам можно дополнительно посоветовать не переезжать в темноте автодорогу по пешеходному переходу. Это и в светлое время суток запрещено и опасно, а в темное - опасно вдвойне. К слову, зимние шины существуют и для велосипедов, поэтому если вы пользуетесь своим двухколесным транспортным средством круглый год, то имеет смысл точно так же готовиться к зиме, как и автомобилистам. Не забывайте переобуваться: зимняя шипованная резина повысит управляемость вашего велосипеда и соответственно - вашу безопасность на дорогах.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, программист, 26 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии