Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Лихие 90-е лишили Петербург судостроителей

 Фото: Андрей Петров/OK-inform Фото: Андрей Петров/OK-inform Систему подготовки кадров для судостроительных заводов Петербурга поразил глубокий кризис: неразбериха 1990-х годов обернулась нехваткой квалифицированных рабочих и инженеров среднего возраста

К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного ситуации в отрасли. Чтобы исправить это положение, депутаты Законодательного собрания города планируют попросить Министерство образования РФ смягчить требования к морским вузам. Народные избранники также намерены пролоббировать создание арендного жилья для молодых сотрудников судостроительных предприятий.

В Северной столице сконцентрировано 80% судостроительного потенциала РФ. На 40 с лишним предприятиях работают более 50 тысяч человек.

В круглом столе о проблемах подготовки кадров в судостроительной отрасли приняли участие представители профильных учебных заведений, профсоюза судостроителей, Смольного, а также комиссий Законодательного собрания Петербурга по промышленности и по образованию. Как подчеркнул начальник отдела развития промышленных предприятий и оборонно-промышленного комплекса комитета правительства Петербурга по промышленной политике и инновациям Александр Медведев, в Северной столице сконцентрировано 80% судостроительного потенциала РФ. На 40 с лишним предприятиях работают более 50 тысяч человек. Однако квалифицированных рабочих и инженеров не хватает. «По многим ключевым специальностям спрос намного превышает предложение», - отметил чиновник.

Председатель комиссии ЗакСа по промышленности Юрий Гатчин подтвердил, что судостроительным заводам не хватает ни рабочих, ни проектировщиков. Особенно мало на предприятиях специалистов среднего возраста - от 30 до 50 лет. «Существует кадровый провал тех времен, когда люди пошли в “челноки”. Есть только молодежь. Она у нас хорошая, уверяю вас, молодежь талантливая. Но она не всегда идет в реальное производство, где нужны руки и ум», - сказал парламентарий. Конкретное число вакантных мест депутат назвать затруднился, но уточнил, что в пролетарской среде ситуация хуже, чем среди инженеров.

Кроме того, знания, полученные во время учебы, не всегда позволяют сразу приступить к работе, и сотрудников приходится доучивать уже на заводах. Чтобы устранить эту проблему, Медведев предложил производственникам давать учебным заведениям заказы на подготовку работников по конкретным программам. По его словам, город на 80% субсидирует обучение и переподготовку специалистов судостроительной отрасли. Только в прошлом году из бюджета было выделено 15 млн рублей на учебу сотрудников для 20 предприятий этой сферы. Более того - петербуржцев пытаются заинтересовать строительством судов с младых ногтей. Так, в 2013 году прошли открытые уроки о судостроении для 1 700 учеников 40 школ, а на 24 заводах состоялись дни открытых дверей.

Несмотря на то что с рабочими ситуация более тяжелая, представительница колледжа судостроения и прикладных технологий, приглашенная на круглый стол, мероприятие проигнорировала, поэтому узнать доподлинно, почему пролетариев не хватает, не удалось. Правда, декан факультета целевой контрактной подготовки специалистов и дополнительного профессионального образования Морского технического университета Геннадий Проценко, который входит в попечительский совет колледжа, заверил собравшихся, что там своими обязанностями не пренебрегают. В колледже обучают не только вчерашних школьников, но и вполне взрослых людей (по программе Адмиралтейских верфей за три месяца им дают рабочую специальность, при этом платят стипендию - 20 тысяч рублей в месяц). Однако Проценко посетовал, что будущим рабочим негде практиковаться, так как на судостроительных предприятиях Петербурга в последнее время мало гражданских заказов, а к военной подлодке учащихся колледжа никто не подпустит.

Будущим рабочим негде практиковаться, так как на судостроительных предприятиях Петербурга в последнее время мало гражданских заказов, а к военной подлодке учащихся колледжа никто не подпустит.

В вузах преподавательский состав стремительно стареет. «Молодежь не идет на зарплату ассистента - 9-13 тысяч рублей», - утверждает проректор Морского технического университета Владимир Тряскин. Аналогичная сложность существует и при обучении моряков. По мнению советника ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Ивана Костылева, командный состав судов должны обучать моряки, а не кабинетные ученые. Однако бывшему капитану, который получал 6-8 тысяч долларов в месяц, в вузе могут предложить только 16-18 тысяч рублей. Увеличить ему зарплату по действующим нормативам невозможно, так как «морской волк», как правило, не имеет ученых степеней, за которые можно было бы платить надбавки. Кроме того, включение в состав преподавателей настоящих моряков влечет за собой дополнительные сложности для университета, так как в новой методике оценки вузов уровень эффективности учебного заведения зависит, в том числе, от количества педагогов с научными степенями.

Костылев также отметил, что для работы на Северном морском пути и буровых платформах на арктическом шельфе имело бы смысл набирать в первую очередь местное население. Но уровень подготовки в заполярных школах таков, что их выпускники просто не могут поступить в морские вузы. Отдельной проблемой является переход на Болонскую систему высшего образования. По словам Тряскина, в советское время инженеров судостроительной отрасли учили 5,5 лет. Сейчас далеко не всех бакалавров, проучившихся 4 года, берут в магистратуру, да и сами они зачастую хотят работать, а не продолжать обучение. Между тем «недоученные бакалавры никому не нужны», утверждает член Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Владимир Евсеев.

При этом платят в судостроительной отрасли неплохо. По сведениям председателя петербургского комитета профсоюза работников судостроения Сергея Максименко, в конце прошлого года средняя зарплата в этой сфере в городе на Неве составила 49,5 тысячи рублей. Правда, нужно учитывать, что на одних предприятиях получают больше, а на других - гораздо меньше. Есть учреждения, где заплаты не превышают 20 тысяч рублей. Кроме того, многим молодым специалистам негде жить, и им приходится снимать жилье по коммерческим ставкам.

По итогам мероприятия Юрий Гатчин предложил обратиться в Министерство образования РФ с просьбой изменить систему оценки морских вузов. Кроме того, депутаты пообещали попытаться активизировать процесс создания программы предоставления арендного жилья молодым работникам судостроительных предприятий.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, специалист по работ с молодёжью, 29 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии