Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Когда не можешь улыбнуться и поднять руки

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Любой врач скажет, что это - первые признаки инсульта. Но 40 человек из каждой сотни умерших в России об этом не знали и надеялись, что «само пройдет». Медики рассказали, как долго открыто «терапевтическое окно» в Петербурге и как быть с теми, кто в него опоздал

Ежегодно 29 октября отмечается Всемирный день борьбы с инсультом. Сосудистые заболевания становятся причиной более половины смертей в мире, причем инсульт молодеет год от года - болезнь настигает даже детей. В России смертность от инсультов - одна из самых высоких в мире: около 200 тысяч человек ежегодно. В Санкт-Петербурге смертей от инсультов 1 174,8 на 100 тысяч населения (в СЗФО - 1 321,6 на 100 тысяч, а в России -1 288,3 соответственно).

Ведущие петербургские неврологи, врачи-реабилитологи, кардиологи и гериатры рассказали, как распознать первые симптомы и куда обращаться.

Почему инсульт помолодел

Главный невролог Петербурга, доктор медицинских наук Игорь Вознюк привел статистику: в 2016 году в Петербурге лечение от инсульта получили более 21 тысячи человек, за 9 месяцев 2017 года - более 15,5 тысячи. Сосудистые заболевания в нашем городе становятся причиной смерти 40 человек из каждых 100 скончавшихся.

«В России ежегодно 500 тысяч человек госпитализируются по поводу инсультов и инфарктов. Из них 80% - это закупорка сосуда (ишемический инсульт) и 20% - разрыв сосуда, кровоизлияние в ткани мозга (геморрагический инсульт)», - уточнил Игорь Вознюк.

Особый акцент главный невролог делает на том, что за последние 5 лет около 20 тысяч пациентов госпитализируются с острым случаем инсульта, причем половина из них - с первичным случаем заболевания.

В 65,6% - это пациенты в тяжелом состоянии с выраженными признаками инсульта. Снижается и возраст пациентов: 6,6% - это люди до 45 лет, 17% - люди в возрасте от 45 до 60 лет и почти 73% - люди старшего возраста.

Как отметил руководитель Регионального сосудистого центра Мариинской больницы Иван Дуданов, инсульт редко бывает «просто так», как правило - это некий апогей, завершение какой-то патологии в организме. По словам медиков, здоровые им не болеют - всегда есть какая-то причина.

«Ошибочно считать, что инсульт - болезнь пожилых. Треть статистики - это инсульт молодых, людей трудоспособного возраста и даже детей. К этому приводят различные патологии: врожденная заболеваемость, неадекватные нагрузки, активный спорт, отсутствие медосмотров и профилактики. У людей старшего возраста основные провоцирующие факторы - артериальная гипертензия, атеросклероз, избыточный вес, диабет», - говорит профессор Дуданов.

По словам главного специалиста по медицинской реабилитации Минздрава России по СЗФО, руководителя регионального сосудистого центра Городской больницы № 26 Елены Мельниковой, необходимо использовать современные технологии спасения таких больных. Первое - это раннее поступление в специализированный стационар в соответствии с принципом «время - мозг», второе - современная диагностика (КТ, МРТ, ангиография, дуплексные технологии) и третье - тромболизис (восстановление кровотока).

Больше половины пациентов не успевают в «терапевтическое окно»

Главный невролог Петербурга Игорь Вознюк предупреждает: самое главное в благополучном исходе заболевания - время.

«Терапевтическое окно - это те самые золотые 4-6 часов, за которые можно успеть восстановить кровоток в артерии и остановить гибель клеток головного мозга. Чем раньше будет оказана помощь - тем эффективнее лечение».

«При этом в Петербурге 30-70% пациентов доставляются в больницы позднее этого окна. Основные причины задержек: у людей нет знаний, понимания своих действий, отсутствует восприятие угрозы. Как выясняется, более половины пациентов убеждены, что симптомы сами пройдут, и не обращаются за помощью», - говорит доктор.

Между тем в Северной столице уже почти 10 лет вполне эффективно работают 16 региональных и первичных сосудистых центров (6 и 10 соответственно). Благодаря специальной помощи, которую в них оказывают, и большей оперативности в Петербурге удалось довольно значительно (с 44 до 58%) увеличить количество пациентов, которые после выписки из стационаров возвращаются к полноценной жизни. Врачи называют это новой идеологией лечения инсульта, которая позволила в целом на 69% снизить смертность от него в стране. «Главное - знать риски и усвоить цепочку выживания», - говорят врачи.

Само не рассосется - звоните в 03

Первые признаки заболевания: онемение, слабость или полное отсутствие движения в руке или ноге с одной стороны; перекошенное лицо; нарушение речи (так называемая каша во рту или человек вообще не может говорить); остро возникшая, очень сильная головная боль (по типу «удара по голове», часто с тошнотой и рвотой); внезапное помутнение сознания (как пьяный). Часто бывают также нарушения глотания (полностью или частично), потеря зрения (справа или слева, полностью или на один глаз), потеря равновесия и потеря сознания. Как правило, все это происходит внезапно, одномоментно.

Три основных приема распознавания инсульта, которые врачи называют аббревиатурой УЗП: улыбнуться, заговорить, поднять обе руки.

Если человек не может улыбнуться или улыбка получается односторонней, кривой; если не может разборчиво произнести несколько слов; если не может поднять обе руки, а только одну - не ждать ни секунды и звонить в скорую помощь, даже если был только один из симптомов и они проявлялись всего несколько секунд.

«И самое главное - записать время появления симптомов инсульта. От этого будет зависеть дальнейшее лечение», - говорят врачи.

Спасти смогли. А что дальше?

Реализация в России сосудистой программы действительно помогла снизить инвалидизацию и госпитальную летальность примерно на 20%. Однако до сих пор огромные проблемы с реабилитацией сосудистых больных, особенно пожилого возраста.

«К сожалению, пациенты поздно приезжают, и получается, что жизнь спасти мы можем, но полностью восстановиться - увы, не всегда. Для полноценной реабилитации необходим мультидисциплинарный подход, чтобы реабилитация была продолжением лечения. Больной не должен быть выписан в чисто поле», - говорит Елена Мельникова.

«Постинсультные расстройства - это не только нарушения памяти, как думают многие. Это нарушение рационального познания мира, и дефект даже в одной из составляющих может нарушить всю картину».

«При этом около 30% пациентов имеют когнитивный дефицит. Люди стесняются пойти к психиатру, к психологу, в первичном звене тоже не всегда понимают и умеют помочь таким пациентам. Наступает постинсультная депрессия», - говорит врач-невролог Городского гериатрического медико-социального центра Ольга Кашина.

При этом врачи практически не скрывают, что среди пациентов, перенесших инсульт, основное внимание уделяется людям трудоспособного возраста. Они, как правило, не теряются при выходе из стационара, для них разрабатываются восстановительные программы, их ищут и зовут в поликлиники и реабилитационные центры. А вот старики оказываются практически заброшенными.

На днях СМИ рассказали жуткую историю убийства 80-летним супругом своей 83-летней жены, перенесшей инсульт, страдающей болезнью Паркинсона.

Пожилой мужчина, сам будучи инвалидом, не дождавшись помощи в уходе за тяжело больной женой и будучи сам не в силах за ней ухаживать, заколол ее ножом, а затем задушил подушкой.

Супруги жили в Москве, и старик обращался за помощью. Однако в хосписе ему якобы отказали, заявив, что дают последний приют только онкобольным. Направления в какое-то социальное учреждение пришлось бы ожидать месяцами, если не годами. И пожилой человек не выдержал.

«Мы не удивлены - бывает такое и у нас. Хотя в Санкт-Петербурге ситуация с социальной поддержкой нуждающихся в сестринском уходе относительно благополучна - по сравнению с другими российскими городами. Тут очень многое зависит от ответственности самого врача: будет он разыскивать своих немощных пациентов, добиваться прихода к ним медсестры или вызова социальных служб - значит, человеку помогут. А вот если врачу не до того…» - признаются медики.

«Нельзя возлагать всю ответственность только на медицину, на государство. Должна быть и ответственность родственников, социальных служб, надо, простите, иногда нести свой крест. Мы все понимаем: бывает, когда помочь действительно некому», - говорит директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Жолобов.

«Есть множество ситуаций, когда дети и внуки бросают тяжелобольных, парализованных родственников, меняют телефонные номера и попросту исчезают. В таких случаях врачам самим приходится решать судьбу пациентов». 

По официальной версии, у нас в городе все пациенты вне зависимости от заболевания получают помощь в нескольких медико-социальных учреждениях. «Существует маршрутизация, работают специальные койки в хосписах, и они не только для больных онкологического профиля. Действительно, есть хосписы, которые принимают только уходящих больных, но есть койки в Городском гериатрическом центре, в больницах с сестринским уходом. Другой вопрос - насколько эффективно налажено взаимодействие между районными структурами, каков порядок направления. Восстановительное лечение наиболее эффективно, когда у пациента сохранный реабилитационный потенциал. Если нет - то паллиативная помощь», - прокомментировал начальник Управления по организации стационарной помощи взрослому населения, медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению комздрава Василий Пилипенко.

«Должна быть преемственность между реабилитационной и паллиативной службами. Надо рассчитать мощности, а всю систему реабилитационных мероприятий врачи должны держать в руках. Сейчас эта система в процессе настройки», - говорит его коллега Елена Мельникова.

Впрочем, врачи признают, что в Минздраве уже несколько лет собираются разработать новые подходы к реабилитации сосудистых больных, к профилактике вторичных инсультов, восстановительному лечению. До сих пор нет закона о гериатрии, позволяющего полноценно организовать помощь старикам.

«Ждем, а пока работаем сами. Насколько позволяют силы и совесть», - говорит невролог Городского гериатрического центра.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии