Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Михаил Хазин - о русских дорогах

 В России разработана и планируется к внедрению система оплаты проезда по платным дорогам без шлагбаумов и транспондеров. Это первый шаг к введению платы за проезд вообще по всем дорогам страны. При этом дороги России продолжают оставаться общей бедой

- Михаил Леонидович, как вы считаете, почему проблемы дорог не решаются в России ни при какой власти?

- Если мы посмотрим на ситуацию последних лет, то увидим, что дороги очень активно строятся. Основная проблема, по которой отсутствуют в нашей стране дороги, состоит в том, что Россия всегда была страной с чрезвычайно низким уровнем логистики.

По традиции - как расселялся русский народ по восточно-европейской равнине? И почему не было конфликтов между угро-финским населением и русским населением? Дело в том, что угро-финское население селилось по рекам. И до сих пор значительное количество рек в центральной России - у них угро-финские названия (в том числе Москва, Волга и так далее).

Почему же русское население двигалось по лесам? Дело в том, что у нас было подсечно-огневое земледелие.

Семья или группа семей (две-три), в общем, максимум несколько десятков человек ранней весной, как только сходил снег, находила в лесу место, вырубала там лес. Из бревен делались хижины-дома (две-три, в зависимости от количества людей). А все, что осталось (пни, ветки и прочее) - сжигалось так, что образовывался очень большой слой золы. И в эту золу они сеяли зерно.

Поскольку эта зола очень сильно повышала качество почвы, то первое время были очень высокие урожаи (два-три года). И, соответственно, на этом месте эта семья жила, после чего она перекочевывала дальше. И эта семья с, условно говоря, конца октября до начала апреля полностью была отрезана от окружающего мира. То есть основная мысль русского человека (идущая от очень старых времен) - что все, что у тебя должно быть для жизни, должно быть с собой. И любой обмен - вещь иногда полезная, но желательно нивелировать его.

Таковы общественные русские архетипы: нам дороги не нужны.

В результате строительство дорог в России всегда было делом центральной власти. А центральная власть что делает? Выделяет деньги и дает задания. И пока эти деньги доходили до тех, кто теоретически должен был бы строить, - на них уже ничего приличного построить было нельзя. Ситуация стала немного меняться во второй половине XIX века, когда появились железные дороги. Но и тут довольно быстро стало понятно, что много на этом не заработаешь (то есть период, когда на этом можно было резко заработать, закончился), и темпы строительства железных дорог тоже резко упали.

Сейчас ситуация немножко изменилась. При советской власти дороги строила советская власть. То есть в этом смысле проблема, что местным властям и местным людям это все было не нужно - вроде бы исчезла. Но специфика советской власти состояла в том, что она все время на всем экономила. У нее было несколько направлений, на которых она не экономила (одно из них - оборонка, по понятным причинам).

Но общая экономия приводила к тому, что дороги строились только те, без которых уж никак нельзя обойтись.

К слову, строили-то неплохо. И в сельской местности люди до сих пор ездят по советским дорогам, потому что там асфальта уже много лет нового не клали. А сейчас, когда в условиях кризиса государство стало вкладываться в инфраструктуру (с целью поддержания экономической активности), неожиданно местные власти обнаружили, что на строительстве дорог можно очень хорошо воровать.

Более того, это очень удобно - потому что совершенно невозможно проверить. И по этой причине строительство дорог (а также укладывание тротуаров плиткой) стало стремительно расширяться. И я склонен считать, что в ближайшие лет пять-десять, если в стране не будет экономического бума по каким-то причинам, то с автомобильными дорогами станет сильно лучше.

Кроме того, из-за слабой политики государства перевозки по железным дорогам стали слишком дорогими - и очень усилилась роль автомобильного транспорта.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии