Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Пиво и сигареты идут мимо бюджета

 Фото: Илья Выдревич / Интерпресс Фото: Илья Выдревич / Интерпресс В России растут объемы контрафактных сигарет и пива. Петербург - не исключение. Производители жалуются: их отрасли настолько зарегулировали, что многим стало выгоднее работать нелегально. «Серый» рынок пополняется продукцией братских республик, где акцизы в разы ниже. При этом у правоохранительных органов нет действенных рычагов контроля

По данным форума «Антиконтрафакт», каждая вторая бутылка крепкого алкоголя, продаваемая в России, - поддельная. Но эту проблему можно уже зачислить в список вечных бед страны наряду с дураками и дорогами. А вот новым трендом последних лет стало формирование теневого рынка пивной продукции. Проблему контрафактной продукции обсуждали на днях на круглом столе в Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга.

За 20 рублей пива не сварить…

«До последних пары лет мы всегда с гордостью говорили о том, что пивоваренная отрасль - это самая прозрачная с точки зрения налоговой дисциплины категория в структуре алкогольной отрасли», - рассказывает старший директор по работе с органами государственной власти ООО «Пивоваренная компания “Балтика”» Ирина Федорова. Теперь все не так.

«Мы понимаем под нелегальным оборотом продукцию, запущенную в оборот с нарушением в уплате акцизов. То есть это та продукция, с которой не уплачен акциз и которая существует вне системы ЕГАИС», - поясняет она. По ее словам, пока что речь не идет об откровенных подделках, но ущерб для регионов уже вполне реален. Дело в том, что акциз с пивной продукции полностью зачисляется в региональные бюджеты.

Официальных данных об объемах контрафакта (а проданная без уплаты акциза бутылка классифицируется именно так) на пивном рынке нет.

«Но, по разным источникам, по мнению экспертов, от 5 до 12%, в зависимости от регионов, может составлять процент нелегального оборота пивоваренной продукции», - говорит Ирина Федорова. В результате местные бюджеты недополучают сотни миллионов рублей, уверена она.

По ее словам, пиво, которое продается по 40 - 50 рублей за литр, не может быть легальной продукцией, поскольку акциз на литр готовой продукции составляет 21 рубль. За оставшиеся 20 - 30 рублей пива не сварить, уверена представитель «Балтики».

Дым отечества уже не сладок

Точно так же за последние годы ухудшается ситуация на табачном рынке, рассказывает заместитель генерального директора по вопросам противодействия нелегальной торговле табачной компании «БАТ Россия» Максим Курганский. По его данным, если в 2015 году доля нелегальной продукции составляла 1%, что можно было списать на статистическую погрешность, то в 2016 году она выросла до 2,5%, а в 2017 - до 4,5%. В Петербурге ситуация получше, но рост тоже налицо: с 0,54% в 2015 году до 2,8% - в нынешнем.

Максим Курганский делит табачный контрафакт на четыре основные категории: подделка известных брендов, незаконное перемещение из других стран, продукция с поддельными торговыми марками и контрабанда (продукция вообще без торговых марок). Если незаконное перемещение идет главным образом из стран Евразийского экономического союза, то контрабанда - из Китая, Сербии, ОАЭ. «Есть продукция даже из таких стран, как ЮАР и Кения», - говорит Максим Курганский. В последние несколько лет значительно вырос объем контрафакта из Луганской и Донецкой областей Украины.

«На сегодняшний день сигареты дешевле 50 рублей на рынке не могут быть по той простой причине, что акциз и НДС составляют 50 рублей», - объясняет представитель «БАТ Россия».

Правда, в некоторых магазинах можно спросить: «А что у вас есть подешевле?». И окажется, что белорусские сигареты продаются по 30 рублей за пачку, а сигареты из Арабских эмиратов - по 40 рублей.

«У нас в шесть раз вырос объем нелегальной продукции из Республики Беларусь, - говорит Максим Курганский. - В регионах, граничащих с Казахстаном, мы наблюдаем рост в 22 раза. Через Казахстан транзитом идет продукция из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана».

Две белорусские табачные фабрики производят 30 млрд сигарет, продолжает специалист. Местное потребление всех составляет не более 14,5 млрд. Все остальное идет в Евросоюз и Россию. Не всегда легально.

Жалобы есть? Жалоб нет

Незаконно перемещенная продукция стала головной болью как для табачников, так и для пивоваров. Акциз на пиво в Белоруссии в пересчете на российский рубль составляет 10,36 рубля, в Казахстане - порядка 7,5 рубля. В России, напомним, 21 рубль. Продавать продукцию с чужими акцизными марками в России запрещено. Но и ловить ее на границах внутри Таможенного союза не получается. «Таможенного контроля на территории российско-белорусской границы нет. Товар спокойно пересекает единое экономическое пространство», - говорит заместитель начальника Северо-Западной оперативной таможни СЗТУ ФТС Николай Лагирев.

Но есть еще посттаможенный контроль, когда таможенники проверяют уже ввезенный товар. «Для того чтобы посттаможенный контроль мог в полной мере приступить к исполнению своих обязанностей, у него должна быть достоверная информация о том, что данная продукция незаконно попала», - говорит Николай Лагирев. Но тут же приводит пример: «Буквально на прошлой неделе 15 тонн табака изъято на Апраксином дворе - как раз с применением форм посттаможенного контроля». Правда, изъяли нишевую продукцию - табак для кальянов.

На сложности противодействию контрафакту жалуются не только таможенники.

Максим Курганский рассказывает, как с апреля по август 2017 года одна из организаций передала в МВД информацию о 522 торговых точках, торгующих нелегальной табачной продукцией в Петербурге, и по 72 точкам - в Ленобласти.

Чуть более 40 из них проверили, но ничего не нашли. «По пяти точкам вынесены постановления: четыре административных и одно уголовное дело. Эффективность налицо», - сетует Максим Курганский.

«Мы не можем прийти, например, в магазин и, увидев продукцию, которая там продается, провести проверку», - объясняет старший инспектор 2-го отдела Центра организации применения административного законодательства ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Роман Ледюков. По его словам, необходимо, чтобы в органы поступило соответствующее обращение. «Такой информации к нам за год единицы поступает, и то от организаций, которые тоже торговлей занимаются. То есть граждане о нелегальном обороте табачной продукции не сообщают», - говорит сотрудник. «Борьба, конечно, ведется, но, к сожалению, очень много проблем», - разводит руками он.

Максим Курганский приводит еще один пример: «Изъяли на двух предприятиях продукцию нелегального производства. Пришли собственники, говорят: мы эти линии отдали в аренду или на хранение. И эти плохие люди, которых задержали, без нашего спроса начали производить сигареты. Поэтому вы с ними разбирайтесь, а нам наши линии верните. А еще эти сигареты, которые вы изъяли. Да, они нелегальные, но табак-то настоящий. К сожалению, по одному делу суд принял решение вернуть линию. Готовую продукцию удалось отстоять».

Раскрутите гайки

Впрочем, пафос табачников и пивоваров направлен отнюдь не только на несовершенство законодательства по борьбе с контрафактом. Все последние годы в России ужесточались законы в сфере легального оборота табачной и алкогольной продукции. Постоянный рост акцизов, ограничения рекламы и продажи данных товаров - это то, на что не перестают жаловаться представители отраслей, в которых идет процесс «закручивания гаек».

«Пивоваренная отрасль (в России. - Прим. ред.) регулируется сегодня жестче, чем в любой другой стране Западной и Восточной Европы», - сетует Ирина Федорова из «Балтики». И поясняет: «Если производитель осознанно принимает решение выйти из правового поля, его не касаются эти проблемы. Он может продавать свою продукцию через торговую точку с нарушением законодательства по продажам и может не уплачивать акциз. У него формируется некое конкурентное преимущество по отношению к добросовестному производителю».

«У потребителя нет достаточных средств на то, чтобы приобретать легальное», - поддерживает Максим Курганский. «Средняя цена пачки выросла за семь лет больше чем в четыре раза. На сегодняшний день средняя цена пачки около 99 рублей, - продолжает он. - Мы проводили исследования, сколько потребитель готов за легальную продукцию. Он готов платить в районе 60 - 65 рублей».

Судя по темпам роста контрафакта, государству вскоре придется обратить более пристальное внимание на эту проблему. И сделать выбор, что важнее: активнее бороться с нарушителями или дать послабления легальным производителям пива и сигарет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, помощник бухгалтера, 27 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии