Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Кто и чем заплатит за бесплатный интернет в метро

 Фото: Роман Пименов / Интерпресс Фото: Роман Пименов / Интерпресс Компания «МаксимаТелеком» заявила о запуске сети Wi-Fi в Петербургском метрополитене в полном объеме. Ок-информ проверил, как она работает на самом деле, узнал, когда пользователям предложат заплатить за бесплатный интернет и как с помощью новых технологий можно уже сейчас управлять поведением абонентов

Пассажиры метро, доставшие в среду утром свои мобильные гаджеты, были удивлены не только тем, что Wi-Fi появился на «красной» ветке, но и тем, что им не пришлось смотреть несколько минут докучливой рекламы перед началом сессии в интернете. Такой своеобразный подарок, судя по всему, был приурочен к торжественному событию.

Само торжество состоялось на станции метро «Крестовский остров». Вероятно, ее выбрали из-за просторного вестибюля, в котором можно было оградить всего один угол, не прибегая к ограничениям передвижений пассажиров.

Например, полгода назад, когда Wi-Fi впервые запускали на одной из линий петербургской подземки, пассажирам пришлось постоять несколько минут у перекрытого перехода в «Спасской», через который прошел губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Глава города появился и сегодня на «Крестовском острове», где опустил символический рубильник.

Смотрите рекламу или платите

В октябре 2016 года компания «МаксимаТелеком» выиграла конкурс Петербургского метрополитена на оборудование подземки беспроводным доступом к интернету. Ранее она сделала то же самое в Москве. Инвестиции в петербургский проект составили, по словам генерального директора компании Бориса Вольпе, 1,3 млрд рублей. «Отбивает» их «МаксимаТелеком», показывая абонентам рекламу. Но в Москве можно заплатить компании и напрямую - купив опцию доступа к Wi-Fi без рекламы. Она стоит 177 рублей в месяц.

«Я думаю, что в ближайшее время мы весь пакет наших сервисов развернем (в Петербурге. - Прим. ред.). Я думаю, что можно говорить о конце января», - сказал Борис Вольпе корреспонденту ОК-информ. «Я думаю, это будет стоить столько же, сколько и в Москве», - добавил он.

Первые итоги работы «МаксимаТелеком» в Петербургском метрополитене - около 1,5 млн подключений ежедневно и более 12 млн подключений всего за полгода.

Но на этом компания останавливаться не намерена. Дальнейшие планы озвучил лично губернатор. «На этом проект не заканчивается, - сказал он. - Комитет по транспорту с компанией “МаксимаТелеком” прорабатывает вопрос о создании единой сети Wi-Fi на всем пассажирском транспорте города Санкт-Петербурга. Так что в перспективе любой житель и любой гость нашего города, не переключаясь, независимо от того, в какой вид транспорта он пересел, будет иметь доступ к интернету. Мне кажется, это очень важно, особенно сегодня, в век цифровых технологий».

Еще в октябре Комитет по транспорту подписал с «МаксимаТелеком» соглашение о стратегическом партнерстве. Оно предусматривает создание единого Wi-Fi-пространства на общественном транспорте города к чемпионату мира по футболу 2018 года. Так, к марту следующего года планируется оснастить аппаратурой подключения к Wi-Fi 1100 единиц наземного транспорта. Правда, по закону отдельно взятой компании нельзя просто взять и «подарить» весь общественный транспорт города. Надо проводить конкурс. И он будет проведен, уверял ранее ОК-информ глава Комитета по транспорту Александр Головин. А если его вдруг выиграет кто-то другой, «МаксимаТелеком» обещает сотрудничать с ним.

Компания - не столько технический оператор, сколько информационный, объясняет Борис Вольпе. Другими словами, ей важнее не то, кто установит роутеры, а то, что по ним будут передавать. И здесь начинается самое интересное.

Не проходите мимо!

«Проект предусматривает также развитие цифровых технологий в нашем метрополитене - это и доведение информации до жителей и пассажиров метрополитена, это и проведение различной аналитической работы», - рассказал Георгий Полтавченко.

«Мы в Москве - я думаю, это произойдет и в Санкт-Петербурге - очень активно взаимодействуем с городом, - пояснил, в свою очередь Борис Вольпе. - Мы оказываем услуги городу по таргетированному информированию абонентов о разных мероприятиях, по оптимизации транспортных маршрутов».

Для пользователей интернета давно не секрет, что пока они изучают что-то в сети, сеть изучает их. Под таргетированным информированием подразумевается передача информации определенным группам граждан в зависимости от их пола, возраста, местонахождения, интересов и т. д. И эти технологии пока только набирают обороты.

Борис Вольпе приводит пример из практики сотрудничества с одной из сетей общепита в Москве: «Условно говоря, одна сеть знала, что масса пользователей приходила на завтраки и не приходила на обеды. И мы за очень невысокие бюджеты активизировали им огромный трафик».

Еще один пример: «Мы можем, например, установив нехитрое оборудование в точке, идентифицировать посетителей или прохожих, которые просто идут мимо. Фактически в Москве мы знаем почти всех. И когда мимо точки кто-то идет, система его видит и говорит: это один из характерных представителей сегмента “девушка 18 - 24 с доходом выше определенного, которая раньше сюда ходила”. Это все происходит за миллисекунды. И тут же этой девушке поступает сообщение». И все - в строгом соответствии с законодательством о защите персональных данных, уверяет Борис Вольпе.

Глава «МаксимаТелеком» гордо заявляет, что конверсия таких сообщений в действия очень высока. Говоря простыми словами, нетрудно заставить человека зайти в то или иное кафе, что-то купить или совершить другое действие, нужное тому, кто «заказывает музыку».

Фантазировать о том, как выгодно использовать данную технологию, можно бесконечно. Например, представить, как группе молодежи, собравшейся на несанкционированный митинг, приходят на телефон сообщения с настойчивыми рекомендациями туда не ходить.

На станциях интернет отдыхает

Впрочем, пока что путь в светлое информационное будущее усеян банальными препятствиями в виде «железа». Запущенный, как заявляет оператор, в полном объеме Wi-Fi в петербургской подземке работает далеко не идеально. В этом убедился корреспондент ОК-информ по пути с торжественного мероприятия. «МаксимаТелеком» уверяет, что интернет есть во всех подземных вестибюлях. Но на «Крестовском острове» он присутствовал чисто символически, а на «Технологическом институте» отключился совсем, так что пришлось подключаться заново. В тоннелях со связью получше, хотя небольшие «подтормаживания» тоже происходят.

Генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков уверен, что будущее мобильного интернета все равно за сотовыми сетями, а не за Wi-Fi.

«Сети Wi-Fi изначально были сделаны для обеспечения услугами связи участков с определенной площадью. Если базовая станция сотового оператора может “светить” на 15 км, то никакая Wi-Fi-точка этого не сделает», - говорит эксперт. А вскоре, напоминает он, появятся сотовые сети стандарта 5G, позволяющие передавать огромные объемы данных с еще большей скоростью.

«Везде Wi-Fi используется для разгрузки сотовых сетей, и никогда он не будет перекачивать большие или даже сопоставимые объемы информации, как перекачивают сотовые операторы», - делает вывод Денис Кусков.

Впрочем, никто не мешает развивать технологии таргетирования и на мобильном интернете. Было бы желание.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии