Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Шум премьеры

 Фото: http://bdt.spb.ru Фото: http://bdt.spb.ru Алиса в стране воспоминаний

На премьеру «Алисы» на Новую сцену Большого драматического театра попасть непросто - билеты раскуплены на весь апрель. Назначенный главным режиссером БДТ Андрей Могучий с лета репетировал с артистами пьесу, по сюжету не совпадающую со знаменитым произведением Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», но вполне соотносящуюся со знаменитым романом по замыслу. Главная героиня, которую играет Алиса Фрейндлих, наша современница, оказывается в зазеркалье собственных воспоминаний, и зритель не всегда понимает, придуманные ли это истории или реально пережитые моменты жизни, которые Алиса Бруновна рассказывает с потрясающей исповедальностью. Пьеса - плод коллективного труда, она написана Андреем Могучим, драматургом Сергеем Носовым и завлитом театра Светланой Щагиной. Также каждый из актеров внес свою лепту в ткань спектакля, вспомнив свою собственную жизненную историю. Этот метод нанизывания материала по ходу создания спектакля Андрей Могучий часто использовал еще в эпоху созданного им Формального театра.

Алисе Бруновне было нелегко включиться в работу, непривычную для того стиля, в котором работала актриса БДТ много лет.

- Конечно, это нелегко, когда всю жизнь идешь по одной дороге, а потом вдруг открывается какой-то новый путь. Но я человек любопытствующий, любознательный, я решила проделать этот непростой путь, и конечно, мне приходилось преодолевать себя. В первую очередь мне это было интересно в профессиональном плане, - говорит Алиса Фрейндлих. - Нет человека, у которого не будет каких-то рифм, каких-то созвучий с теми вопросами, которые поднимаются в пьесе. Их много, поэтому так разнообразны мнения об этом спектакле.

А мнения действительно разные, при этом ни одной разгромной рецензии не появилось.

«Мы, зрители, застаем Алису (персонаж Фрейндлих - ее тезка) застрявшей в лифте. Она жалуется то ли нам, то ли диспетчеру, то ли самой себе, что уже много-много лет страдает бессонницей. Первый акт спектакля Андрея Могучего играется в зазеркалье, по ту сторону сцены. Художник Мария Трегубова поменяла местами актеров и зрителей, временно поместив первых в партер, а вторых - на сцену», - вводит в курс дела Катерина Павлюченко в «Невском времени».

«Не все артисты готовы распахнуть душу перед публикой, но лучшие новеллы (как у Алисы, так и у ее друзей) исповедальны, - пишет Елена Алексеева в «Санкт-Петербургских ведомостях». - В сюжетах мелькнут рассказы о блокадном детстве и о сложностях отношений дочери и матери - один из самых драматичных эпизодов спектакля в исполнении Алисы Фрейндлих и Ируте Венгалите. Загадочный Шляпник Валерия Ивченко отразит умудренность как самого актера, так и автора сказки, умевшего ставить с ног на голову как детей, так и взрослых. Дерзкий Кролик (Анатолий Петров) при всей своей социальной озабоченности не преминет блеснуть донжуанскими доблестями. А снявший рыжий парик Гусеницы Сергей Лосев рискнет обнажить цинизм узнаваемого героя нашего времени. ...Давно зрители не видели мастеров БДТ крупным планом и в домашней атмосфере. Кому повезет, сможет за руку поздороваться с Георгием Штилем или Евгением Чудаковым, Андреем Шарковым или Геннадием Богачевым. Режиссер знал, что делает: актеры такого уровня органичны в любых обстоятельствах. Даже если тексты несовершенны и в одно ухо влетают, а в другое вылетают, артистизм, обаяние и готовность к импровизации не оставят равнодушными».

Анна Степанова в «Петербургском театральном журнале» пишет, что Андрей Могучий свой первый спектакль в БДТ сделал «почти осторожно, уступив право на победительную сценическую агрессию артистам театра старшего поколения». Особенно критик отметит сложившийся дуэт Алисы Фрейндлих и Валерия Ивченко, сыгравшего маленькую, но эксцентричную роль Шляпника. Критик углядела здесь прямые параллели с реальной ситуацией в театре, где старых актеров охватывает ужас от навалившихся перемен, посещает неуверенность и слабость при мысли о будущем, и остается надежда на то, что «угодивши в капкан, они все-таки смогут спастись». При этом Анна Степанова заглядывает сквозь ткань спектакля дальше, усматривая ситуацию, связанную вообще с нынешним отечественным театром и его не совсем понятным будущим.

В том же ПТЖ театральный критик Татьяна Джурова особенно подчеркнут заслугу Могучего в том, что он «вытаскивает из немолодых уже артистов, намертво сросшихся со своими амплуа (простак, комик, конферансье), их сокровенное, человеческое, казалось бы, намертво погребенное под слоями грима, под руинами некогда сыгранных ролей», подчеркнет важную основу спектакля - монологи: «возможно, впервые в режиссерской биографии Могучего персонажи сотканы отнюдь не «из того же вещества, что наши сны». Эти роли вдруг обнажают в артистах что-то очень сокровенное, почти исповедальное. Возможно, это общее чувство вины и потери?» Джурова отмечает, что и детали в роли Алисы Бруновны Фрейндлих как бы монтируют в сознании зрителей образ той Алисы, «которая у каждого своя - уязвимая и решительная, мудрая и страстная, хрупкая и очень сильная».

Нашлись проницательные ценители, которые усмотрели в истории Алисы, которую помимо Фрейндлих, исполняет и юная Алиса Комарецкая (когда действие отсылается к детским годам главной героини), параллели с историей девочки Любы. Мы говорим о церемонии открытия Олимпиады, где Люба летит на корабле сквозь время и видит главные вехи истории нашей страны. Удивительная перекличка двух представлений - спортивного праздника и сложносочиненного спектакля Андрея Могучего.

Часть критиков отметила излишнюю затянутость монологов, которые не превращаются в сценическую историю, кто-то настаивает на том, что именно эти исповеди и позволяют погрузить зрителя в тот мир, с которым каждый из них может ассоциировать себя самого.

- Я получила огромное удовольствие от того, что ощутила многоуровневость пространства, зрители и актеры менялись местами в двух отделениях спектакля, и мы были будто погружены в само действие, сидя совсем близко от действующих лиц, - восхищена зрительница Ирина Разумова.

- Мы шли на «Алису в стране чудес» Кэрролла, в афише он на первом месте. А здесь они вплели свою жизнь, - говорит Людмила Груздних.

- Они настоящие, как будто подсматриваешь в этот мир. Тепло, очень тепло, - радуется Анастасия Путенева.

- Очень цельная история, держит в напряжении. Такие ассоциации, может быть, даже неосознанно, все время что-то вытаскивают из тебя. Это очень хорошо, - подчеркивает писатель-сатирик Семен Альтов.

Осталась в полном восхищении от поисков Андрея Могучего и народная артистка России Светлана Крючкова:

- Мне кажется, наши артисты задышали совсем по-новому. И в этом главное волшебство этого удивительного спектакля.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Маргарита, домохозяйка, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии