Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Владимир Марков: Ленметрогипротранс отозвал проектную документацию по Фрунзенскому радиусу

 Фото из личного архива Владимира Маркова Фото из личного архива Владимира Маркова 6 марта 2014 года были объявлены результаты конкурса на проектирование продолжения Фрунзенского радиуса петербургского метрополитена от станции «Международная» до станции «Южная». Победа московского проектного института ОАО «Метрогипротранс» оказалась неожиданностью не только для специалистов, но и для представителей широкой общественности

За разъяснениями мы обратились ки. о. заместителя генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс» по проектированию метрополитенов Владимиру Маркову.

- Владимир Андреевич, прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию…

- Согласно Постановлению Правительства РФ № 87, проектная документация на строительство любого объекта должна разрабатываться с той степенью детализации, которая позволит принять необходимые технические решения, достаточные для прохождения государственной экспертизы. При этом параллельно прорабатываются решения, которые отражаются только в рабочей документации. Что касается проекта продолжения Фрунзенского радиуса, мы готовили его детально, как говорится «под себя», так как планировали в дальнейшем осуществлять подготовку рабочей документации. Естественно, не предполагалось, что на завершающей стадии подготовки проект будет передан другой организации. По крайней мере, я не припомню ни одного случая в своей практике, когда подготовка проектной и рабочей документации осуществлялись разными организациями.

- Почему подготовкой проектной и рабочей традиционно занимается одна организация?

- Дело в том, что при подготовке проекта проводится масса расчетов, цель которых - подтверждение безопасности и надежности объекта. Как таковые эти цифры в проектной документации не фигурируют, однако рабочая документация разрабатывается именно на базе этих расчетов. Ситуация с конкурсом на проектирование Фрунзенского радиуса, когда на подготовку рабочей документации выходит совершенно другой проектировщик, не имеющий соответствующей расчетной базы, вызывает недоумение. Да и с этической точки зрения со стороны ОАО «Метрогипротранс» некорректно было состязаться с коллегами, только что завершившими работу над утверждаемой частью проекта. Было очевидно, что ОАО «Ленметрогипротранс» планирует завершить проект, осуществив разработку рабочей документации.

- Можно ли говорить, что конкурс были проведен некорректно?

-Если рассматривать чисто юридическую сторону вопроса, конкурс прошел легитимно. Другая проблема - нарушение профессиональной этики. В качестве основных критериев при выборе проектировщика рассматривалась цена контракта и квалификация, определяющаяся по стоимости проектов, успешно прошедших госэкспертизу в течение последних 3 лет. Очевидно, что по объемам строительства метрополитена Москва значительно опережает Санкт-Петербург, так что победить в квалификации мы не могли по определению. Во-вторых, ОАО «Метрогипротранс» в своем предложении значительно (на 120 млн рублей) снизило стоимость разработки Рабочей документации. При этом даже в случае отсутствия снижения цены с их стороны, чтобы конкурировать по параметру «квалификация», «Ленметрогипротранс» должен был бы снизить цену на 23,5%. В условиях фиксированной цены, не учитывающей инфляционные ожидания на протяжении всего срока проектирования, это являлось непосильным условием, по крайней мере, для ОАО «Ленметрогипротранс». А с учетом снижения цены «Метрогипротансом», в данном случае мы должны были понизить цену на 40%, что недопустимо по условиям конкурса. Так что можно сказать, что нас вывели из игры, грамотно используя юридические схемы.

- Насколько правомерны были действия ОАО «Ленметрогипротранс», начавшего проектирование до проведения конкурсных процедур?

- Последние 2 года мы работали под «честное слово» государственного заказчика. Безусловно, на страницах некоторых СМИ проходила информация о том, что проектированием продолжения Фрунзенского радиуса ОАО «Ленметрогипротранс» занималось исключительно по собственной инициативе. Такие предположения очень странные, ведь губернатор лично открыл строительство Фрунзенского радиуса, запустив проходческий щит, а это не могло произойти при отсутствии рабочей документации. Так что, выпуская рабочую документацию, мы действовали строго по распоряжению государственного заказчика.

- Будет ли документация ОАО «Ленметрогипротранс» использоваться при строительстве линии?

- На этот вопрос однозначного ответа нет. Наша проектная документация была отозвана и стала незаконной с момента оглашения результатов конкурса. Юридически ее уже не существует.

- С вашей точки зрения, победа московских проектировщиков - не случайность? Каковы варианты дальнейшего развития событий?

- Если условия проведения конкурсных процедур останутся прежними, московские компании будут побеждать чисто технически. Однако знания и навыки не приобретаются в одночасье, а сегодня на проектирование объектов петербургского метрополитена приходят люди, не имеющие опыта работы в гидрогеологических условиях города. Что касается ОАО «Метрогипротранс», в Санкт-Петербурге оно не проектировало последние 40-50 лет. Все объекты метрополитена проектировались ОАО «Ленметрогипротранс».

- Говорят, что приход москвичей в Петербург - ответный шаг на активность петербуржцев в Москве…

- Действительно, летом 2013 года наш институт начал работы по проектированию линии московского метрополитена. Мы вышли на объект не по собственной инициативе, а по персональному приглашению московского заказчика и, участвуя в конкурсных процедурах, не демпинговали. Хочу подчеркнуть, что наши специалисты выполняют в Москве полноценный проект новой линии метро, который будет проходить Госэкспертизу. Так что интересы московских проектировщиков мы ни в чем не ущемили.

- Подводя итог нашей беседы, как Вы оцениваете перспективы развития петербургского метрополитена?

- При всех громких заявлениях шаги, предпринимаемые городом для развития метрополитена, недостаточны. Разработанные нами проекты новых линий лежат на полках и не передаются на экспертизу из-за отсутствия решений по земельно-правовым вопросам. При этом и сами проекты, и материалы изысканий устаревают и требуют обновления. Проводить конкурсы на проектирование новых линий в ближайшее время планируется только на стадии предпроектных проработок. При этом следует отметить, что от начала проектирования линии метрополитена до ввода ее в эксплуатацию проходит минимум 6-7 лет.

Долгосрочных градостроительных планов, учитывающих развитие подземного пространства, также не разрабатывается. Без изменения федерального законодательства (прежде всего -ПП № 87) ускорить подготовку строительства метрополитена невозможно.

Быть оптимистом в такой ситуации достаточно сложно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии