Владимир Марков: Ленметрогипротранс отозвал проектную документацию по Фрунзенскому радиусу
За разъяснениями мы обратились ки. о. заместителя генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс» по проектированию метрополитенов Владимиру Маркову.
- Владимир Андреевич, прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию…
- Согласно Постановлению Правительства РФ № 87, проектная документация на строительство любого объекта должна разрабатываться с той степенью детализации, которая позволит принять необходимые технические решения, достаточные для прохождения государственной экспертизы. При этом параллельно прорабатываются решения, которые отражаются только в рабочей документации. Что касается проекта продолжения Фрунзенского радиуса, мы готовили его детально, как говорится «под себя», так как планировали в дальнейшем осуществлять подготовку рабочей документации. Естественно, не предполагалось, что на завершающей стадии подготовки проект будет передан другой организации. По крайней мере, я не припомню ни одного случая в своей практике, когда подготовка проектной и рабочей документации осуществлялись разными организациями.
- Почему подготовкой проектной и рабочей традиционно занимается одна организация?
- Дело в том, что при подготовке проекта проводится масса расчетов, цель которых - подтверждение безопасности и надежности объекта. Как таковые эти цифры в проектной документации не фигурируют, однако рабочая документация разрабатывается именно на базе этих расчетов. Ситуация с конкурсом на проектирование Фрунзенского радиуса, когда на подготовку рабочей документации выходит совершенно другой проектировщик, не имеющий соответствующей расчетной базы, вызывает недоумение. Да и с этической точки зрения со стороны ОАО «Метрогипротранс» некорректно было состязаться с коллегами, только что завершившими работу над утверждаемой частью проекта. Было очевидно, что ОАО «Ленметрогипротранс» планирует завершить проект, осуществив разработку рабочей документации.
- Можно ли говорить, что конкурс были проведен некорректно?
-Если рассматривать чисто юридическую сторону вопроса, конкурс прошел легитимно. Другая проблема - нарушение профессиональной этики. В качестве основных критериев при выборе проектировщика рассматривалась цена контракта и квалификация, определяющаяся по стоимости проектов, успешно прошедших госэкспертизу в течение последних 3 лет. Очевидно, что по объемам строительства метрополитена Москва значительно опережает Санкт-Петербург, так что победить в квалификации мы не могли по определению. Во-вторых, ОАО «Метрогипротранс» в своем предложении значительно (на 120 млн рублей) снизило стоимость разработки Рабочей документации. При этом даже в случае отсутствия снижения цены с их стороны, чтобы конкурировать по параметру «квалификация», «Ленметрогипротранс» должен был бы снизить цену на 23,5%. В условиях фиксированной цены, не учитывающей инфляционные ожидания на протяжении всего срока проектирования, это являлось непосильным условием, по крайней мере, для ОАО «Ленметрогипротранс». А с учетом снижения цены «Метрогипротансом», в данном случае мы должны были понизить цену на 40%, что недопустимо по условиям конкурса. Так что можно сказать, что нас вывели из игры, грамотно используя юридические схемы.
- Насколько правомерны были действия ОАО «Ленметрогипротранс», начавшего проектирование до проведения конкурсных процедур?
- Последние 2 года мы работали под «честное слово» государственного заказчика. Безусловно, на страницах некоторых СМИ проходила информация о том, что проектированием продолжения Фрунзенского радиуса ОАО «Ленметрогипротранс» занималось исключительно по собственной инициативе. Такие предположения очень странные, ведь губернатор лично открыл строительство Фрунзенского радиуса, запустив проходческий щит, а это не могло произойти при отсутствии рабочей документации. Так что, выпуская рабочую документацию, мы действовали строго по распоряжению государственного заказчика.
- Будет ли документация ОАО «Ленметрогипротранс» использоваться при строительстве линии?
- На этот вопрос однозначного ответа нет. Наша проектная документация была отозвана и стала незаконной с момента оглашения результатов конкурса. Юридически ее уже не существует.
- С вашей точки зрения, победа московских проектировщиков - не случайность? Каковы варианты дальнейшего развития событий?
- Если условия проведения конкурсных процедур останутся прежними, московские компании будут побеждать чисто технически. Однако знания и навыки не приобретаются в одночасье, а сегодня на проектирование объектов петербургского метрополитена приходят люди, не имеющие опыта работы в гидрогеологических условиях города. Что касается ОАО «Метрогипротранс», в Санкт-Петербурге оно не проектировало последние 40-50 лет. Все объекты метрополитена проектировались ОАО «Ленметрогипротранс».
- Говорят, что приход москвичей в Петербург - ответный шаг на активность петербуржцев в Москве…
- Действительно, летом 2013 года наш институт начал работы по проектированию линии московского метрополитена. Мы вышли на объект не по собственной инициативе, а по персональному приглашению московского заказчика и, участвуя в конкурсных процедурах, не демпинговали. Хочу подчеркнуть, что наши специалисты выполняют в Москве полноценный проект новой линии метро, который будет проходить Госэкспертизу. Так что интересы московских проектировщиков мы ни в чем не ущемили.
- Подводя итог нашей беседы, как Вы оцениваете перспективы развития петербургского метрополитена?
- При всех громких заявлениях шаги, предпринимаемые городом для развития метрополитена, недостаточны. Разработанные нами проекты новых линий лежат на полках и не передаются на экспертизу из-за отсутствия решений по земельно-правовым вопросам. При этом и сами проекты, и материалы изысканий устаревают и требуют обновления. Проводить конкурсы на проектирование новых линий в ближайшее время планируется только на стадии предпроектных проработок. При этом следует отметить, что от начала проектирования линии метрополитена до ввода ее в эксплуатацию проходит минимум 6-7 лет.
Долгосрочных градостроительных планов, учитывающих развитие подземного пространства, также не разрабатывается. Без изменения федерального законодательства (прежде всего -ПП № 87) ускорить подготовку строительства метрополитена невозможно.
Быть оптимистом в такой ситуации достаточно сложно.