Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Смольный замораживает цены в сетях без их ведома

 Рис.: Александр Зудин Рис.: Александр Зудин Власти Петербурга договорились с крупнейшими торговыми сетями города о заморозке цен на ряд социально важных продовольственных товаров


Возможные убытки ритейлерам посоветовали компенсировать за счет повышения стоимости остальных продуктов.

Как было объявлено сегодня на заседании городского правительства, возможные убытки ритейлерам посоветовали компенсировать за счет повышения стоимости остальных продуктов. Из опрошенных OK-inform сетей о подобной просьбе Смольного знают только в одной. По мнению экономистов, искусственное сдерживание цен не приведет ни к чему, кроме дефицита. 

О договоренностях с ритейлерами сообщил председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) Эльгиз Качаев. Рассказывая о реализации региональной программы развития торговли на 2012-2015 годы, он упомянул, что к началу 2014 года доля сетей в розничной торговле Петербурга составила 50,9%, что гораздо выше, чем в Москве (17,3%) и в среднем по России (19,9%).

Несмотря на то что самым «сетевизированным» регионом РФ Северная столица стала еще при предыдущем губернаторе Валентине Матвиенко, эта информация встревожила нынешнего градоначальника Георгия Полтавченко. Глава города поинтересовался у Качаева, не сказывается ли господство крупного бизнеса на ценах продовольственных товаров. «Опасность сговора, конечно, существует, но на сегодняшний день мы такого не наблюдаем. Цены в сетях не выше, чем в маленьких магазинах», - заверил его глава комитета. При этом Качаев не упомянул, что дистрибьюторы нередко отпускают сетевикам товары по более низкой цене, чем мелким предпринимателям, и еще платят за вход в крупные супер- и гипермаркеты. 
По словам председателя КРППР, чиновники уже договорились с сетевыми организациями, что в ближайшее время, несмотря на инфляцию, они не будут повышать цены на социально важные товары: хлеб, молоко, картофель и яйца. При этом убытки компании будут компенсировать за счет увеличения стоимости других групп товаров.

Чиновники уже договорились с сетевыми организациями, что в ближайшее время, несмотря на инфляцию, они не будут повышать цены на социально важные товары: хлеб, молоко, картофель и яйца. 

Однако Полтавченко не до конца поверил в сознательность крупного бизнеса. «Во время ослабления нашей национальной валюты появились предприниматели, которые пытаются воспользоваться этим предлогом, чтобы поднимать цены необоснованно, - отметил он. - Поэтому посмотрите внимательно: там, где есть злоупотребления, нужно принимать меры - вплоть до привлечения правоохранительных органов». 

Между тем у топ-менеджмента торговых сетей идея Качаева вызвала легкое удивление. Как заявили OK-inform в X5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Копейка»), «ни разу еще подобные вещи, к сожалению, не приносили результата». «Сети являются всего лишь проводниками цены. Они всего лишь продают товары со своей маржой», - подчеркнул собеседник издания. 

«Информации об инициативе (по заморозке цен на социально значимые продукты. - OK-inform) мы пока не получали, - призналась директор по внешним связям группы компаний “Дикси” Екатерина Куманина. - Даже без специальных соглашений ценовая политика “Дикси” строится именно таким образом: минимальная, по ряду позиций близкая к нулевой, наценка на социально значимые продукты компенсируется за счет других категорий. Торговые сети являются основным сдерживающим фактором инфляции, оттягивая и смягчая рост цен. “Дикси” видит свою социальную миссию в том, чтобы обеспечивать качественными продуктами всех своих соседей-покупателей любого достатка, в том числе постоянно имея в ассортименте товары первой цены». 

И только президент холдинга «Продовольственная биржа» (сети «Полушка», «Еда», «Лайм») Дмитрий Степанов подтвердил, что его компания получала такое предложение от властей. «Какие решения мы примем, пока не готов сказать, потому что это еще обсуждается», - добавил он. Как утверждает Степанов, его магазины и так продают 12-14 наиболее социально значимых товаров (два вида хлеба, яйца второй категории, картофель и тому подобное) «практически с нулевой наценкой». «Для нас очень важно, чтобы наш покупатель знал, что данные товары он может купить в наших магазинах по минимальной цене», - пояснил топ-менеджер. Но компенсировать убытки за счет повышения стоимости других позиций он считает невозможным, так как это снизит спрос на них. 

«Контроль над ценами - это, во-первых, нарушение антимонопольного законодательства. Тем более если власть договаривается с крупнейшими ритейлерами - это сговор. Таким образом она вытесняет с рынка мелких предпринимателей, - убежден профессор Высшей школы экономики Андрей Заостровцев. - Другое дело, что у нас действительно конкуренции нормальной нет. Все эти ритейлеры повязаны с властью. Особенно в Петербурге, где еще со времен Матвиенко мелких торговцев гробили. Рост цен неизбежен Рубль падает, а у нас многие продукты завозятся из-за рубежа». 

Эксперт сомневается в том, что торговцы искусственно повышают стоимость товаров под предлогом падения курса рубля. По крайней мере - в массовом порядке. «Если продавец необоснованно повышает цены, он теряет выручку. Его место рано или поздно займут конкуренты», - подчеркнул он. 

Заостровцев напомнил, что за историю человечества власти многократно пытались искусственно сдерживать цены, и практически всегда это оборачивалось дефицитом. Хотя в серьезности намерений Смольного по борьбе со «спекулянтами» экономист сомневается. «Скорее всего - покажут по телевизору, как какой-нибудь высокопоставленный чиновник приходит к директору какой-нибудь “Ленты” или “О’Кея”. Тот, дрожа, переписывает ценники. Потом все вернется на круги своя», - полагает он. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии