Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Права по ГОСТу, но с подстраховкой

 Фото: Павел Лисицын/РИА «Новости» Фото: Павел Лисицын/РИА «Новости» Почти 80 тысяч человек в Петербурге ежегодно становятся обладателями водительского удостоверения категории «В», но все ли они могут выехать на дорогу после получения корочек?

Минэкономразвития не так давно подвергло критике проект программ обучения в автошколах, которые предложило Минобрнауки.

К сдаче экзамена на права теперь допускаются только прошедшие обучение в автошколе.

Проект разработан в связи с новыми правилами получения водительских прав - речь о поправках в закон «О безопасности дорожного движения», которые вступили в силу в ноябре 2013 года. В соответствии с ними к сдаче экзамена на права теперь допускаются только прошедшие профессиональное обучение в автошколе. Ранее разрешалась самостоятельная подготовка для получение прав категорий «А» и «В». Кроме того, теперь процесс в автошколах должен быть организован в соответствии с примерными программами, которые и должно утвердить Минобрнауки. Еще одна новация - расширение перечня транспортных средств, на управление которых требуется получение специального права. В него включены мопеды, квадроциклы, трициклы, для вождения которых ранее водительское удостоверение не требовалось.

По проекту Минобрнауки, водителю легкового автомобиля и мотоцикла придется изучать устройство машины в течение 20 часов (сейчас - 15 часов). Он должен будет научиться снимать аккумуляторную батарею (а весит она около 15 кг), вникнуть в принцип работы гидромеханических и бесступенчатых коробок переключения передач со схемами их управления. Также будущему водителю предстоит освоить «уравнение тягового баланса и угол увода при деформации автошины под действием боковой силы».

Для имитации реальных условий движения на площадке должен быть оборудован перекресток, пешеходный переход, установлены дорожные знаки и нанесена разметка в соответствии с требованиями ГОСТа.

для имитации реальных условий движения на ней должен быть оборудован перекресток, пешеходный переход, установлены дорожные знаки и нанесена разметка в соответствии с требованиями ГОСТа.

Чему же, интересно, учат в автошколах сейчас и как готовят кандидатов в водители к реальной автожизни?

Права: по-честному или «как всегда»

«Сдать на права» время и нервы или некую сумму для подстраховки - это каждый ученик автошколы решает лично, учитывая имеющиеся ресурсы. Первый вариант - честный, но может сильно затянуться.

«Я сдала с четвертой попытки. В автошколе недоучили. Чувствовала это и при первой, и при второй сдаче, надеялась на чудо, но его не произошло, - рассказывает петербурженка Юлия, которая только что получила корочки. - Меняла инструктора и каждую неделю тренировалась на “Ладе”. В итоге таки сдала экзамен в ГАИ».

Но такие истории - скорее исключение. «Честных» случаев - 1 на 7-8, а то и большее количество попыток. Чаще выбирают вариант с подстраховкой: мол, жалко времени. Про опасность нахождения на дороге водителя-недоучки почему-то никто из сдающих таким образом не думает.

Выбираем школу

«Автошкола… Приглашаем…Дешево… Гарантия» - подобные объявления есть на любом заборе в разных районах и различных вариациях. Учеников зазывают полторы сотни автошкол и других образовательных организаций. О качестве обучения в последних (точнее - отсутствии оного) можно и не упоминать.

В 2011 году общественники проводили мониторинг деятельности автошкол Петербурга. Тогда были проверены данные о 103 автошколах  (322 адреса). Деятельность порядка 50 из них вызвали у экспертов и общественников определенные сомнения. У школ лицензии либо не было (в Петербурге ее выдает городской комитет по образованию), либо она действовала на один адрес (а люди обучались - по нескольким). Поэтому требование первое: наличие у автошколы лицензии на право вести образовательную деятельность!

Требование второе: хорошие отзывы выпускников о качестве обучения, уровне оснащенности учебных классов. Большое количество положительных откликов (желательно не в интернете на странице автошколы, а лично от знакомых, прошедших курс) говорит о том, что все в порядке. Хотите сэкономить? Выбирайте автошколы, ученики которые сдают гаишные экзамены в школе, а не в МРЭО на шоссе Революции. Обкатанные маршруты и родные улицы добавляют уверенности, спокойствия и шансов сдать без взятки.

За полный курс обучения в большинстве автошкол просят от 20 до 25 тысяч рублей. 

Требование третье: адекватная стоимость. За полный курс обучения (теория плюс практика) в большинстве автошкол просят от 20 до 25 тысяч рублей. Не стоит сильно радоваться, если вы нашли школу с низкими ценами. Выясните, будет ли входить в эту привлекательную сумму бензин, экзамены, материалы и прочее. Некоторые предпочитают объявлять о таких сюрпризах ученикам уже в процессе обучения.

Учиться и еще раз учиться

В автошколе курс теории и практики продолжается примерно 3 месяца. Затем наступает пора экзаменов - сначала школьных, потом в ГАИ. Есть в практике инспекторов ГИБДД ученики, которые приходит на шоссе Революции как на работу - не могут или не хотят получить права без взяток, поэтому используют любую попытку, чтобы попытать счастья. Кому-то удается с пятой, кому-то - с десятой попытки.

«Взятки - это большая ошибка нашего общества. Ведь и с первого раза можно сдать, когда есть знания, навыки, уверенность. А если этого нет, то зачем права при неумении ездить? - рассуждает одна из сдавших “по-честному”.- Лучше учиться ездить хорошо и сдавать честно. Не сдавайтесь - и у вас все обязательно получится!»

Степень узнавания дорожных ситуаций, по мнению автоинструктора Виталия Кузнецова, зависит от способностей как преподавателя, так и ученика: «50 часов наката - срок немалый, если его использовать по назначению. Но многие рассказывают о разных вариантах сокращения этого времени: от скрытых форм, когда ученик занимается тем, что возит инструктора по его делам, и банального разгильдяйства в стиле “попозже начнем, пораньше закончим” - до прямого обмана, когда ученик подписывает документы за количество часов вдвое большее, чем реально откатал. А чтобы было меньше желания качать права, документы на подпись даются прямо перед экзаменом…».

Лучше учиться ездить хорошо и сдавать честно. Не сдавайтесь - и все получится!

Платить ли за корочки?

Количество предложений «утром деньги - вечером права» за последний год сильно уменьшилось, рассказал в беседе с корреспондентом OK-inform председатель Северо-Западной региональной ассоциации автошкол Александр Ваймер. Контроль за этой сферой стал жестче. Однако предложения «сдать на права» энную сумму, как опытным путем выяснил автор этих строк, остались.

Схема следующая: кандидат в водители забрасывает удочку на специальном форуме, и в личку ему (обычно в соцсетях) некие посредники бросают предложения покупки прав с указанием конкретных сумм (за так называемую «страховку»). Заплатить можно и в самой автошколе, посредниками обычно являются инструкторы по вождению. «Голая» такса в ГИБДД зависит от связей и знакомств ученика и начинается от 5-7 тысяч рублей. Инструкторы автошкол выставляют свой ценник - порядка 18-20 тысяч рублей. За эту сумму, которая, естественно, ни в какой кассе не учитывается, обещают «беспроблемное» получение прав. Некоторое время назад скрытая видеозапись беседы двух инструкторов, объясняющих «политику партии» («учить так, чтобы не научить»), оказалась весьма резонансной.

Права есть, опыта нет

Каждое десятое ДТП совершается по вине молодых водителей, стаж вождения которых не превышает трех лет.

Получив права и сев за руль, выпускник автошколы начинает постепенно приобретать самое главное - опыт. Статистика гласит: каждое десятое ДТП совершается по вине молодых водителей, стаж вождения которых не превышает трех лет. В основном это столкновения и наезды на пешеходов. Один нарушил правила при обгоне, другой не уступил дорогу, третий слишком сильно жал на газ… Увы, реалии суровы. По мнению ГИБДД, главная проблема - это невыполнение автошколами программ обучения в полном объеме.

Впрочем, и у представителей ассоциации автошкол к органам ГИБДД есть ряд вопросов. В первую очередь - почему нормативные документы часто меняются, а новых программ обучения нет. В итоге в автошколах подготовку затачивают под одни требования, а в ГИБДД к моменту сдачи экзамена они меняются.

«По нынешней практике автошкола гарантирует только легальность нахождения на дороге, - констатирует автоинструктор Виталий Кузнецов. - То есть там вы рано или поздно точно получите права. ПДД выучить тоже, скорее всего, придется, но рассчитывать на большее не стоит…»

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии