Архитектура как зеркало
Новая архитектура - болезненная для Петербурга тема. Что это? Ростки нового в закосневшем пространстве, охраняемом ЮНЕСКО, или уродливые проявления непрофессионализма, происки власти и бизнеса? Попробуем разобраться
За последние двадцать - тридцать лет наше общество сильно изменилось. И архитектура, монументальная скульптура, как зеркало - все отражает, как летопись в камне - все фиксирует. Анализируя изменения в городе, мы можем понять, что происходит с нами. Попробуем?
Что бросается в глаза во всех новых творениях скульпторов и архитекторов - ну, во-первых, отсутствие вкуса. Памятники, появляющиеся в городе (Церетели не рассматриваем, это особый общественно-политический феномен), откровенно слабые. Новые архитекторы не мыслят ансамблями, не видят окружающих зданий.
Самый яркий пример - здание «Регент-холла» над станцией метро Достоевская. Это какое-то издевательство над вкусом, стилем, историей, законами, в конце концов. Фасад положено восстановить? Прекрасно - получите фасад. А дальше - не ваше дело.
Но если бы только отсутствие вкуса и умений! В творениях скульпторов и архитекторов стала проявляться идеология. Первой ласточкой новых веяний в монументальной скульптуре был памятник Александру Невскому. На площади Александра Невского, что у Александро-Невской лавры. Мало того, что с реальным воином XIII века не имеет ничего общего, так еще и аналогии находятся в немецком искусстве 30-х годов ХХ века.
Тенденция своеобразного возвращения к «имперской» архитектуре проявилась потом в облике торгового центра «Галерея». И в этом очень ярко заметно противоречие нашего времени: снаружи как имперская канцелярия, а внутри - торговое место. Единство же имперской идеи и содержания проявляется в здании судов и дворцов правосудия - как построенного, на Бассейной улице, так и проектируемых на Ждановской набережной. И вопрос уже не только в архитекторах. Просто эта империя - она у нас в головах.
А какие церкви сейчас строят? Исключительно в своеобразном «псевдорусском» стиле. Который если и перекликается с прошлым, то с типовой церковной архитектурой времен Александра III - как раз расцвета империи. Но никак не с традициями древнерусского зодчества.
Итак, идеология, но не надо забывать и про заказчиков. Им нужно побольше, повыше, и чтобы в аренду сдать торговые площади. Отсюда «ПИК» на Сенной, отсюда торчащие из «небесной линии» грибы высотных зданий. Про «кукурузину» не будем - это, пожалуй, история для отдельной статьи.
Вообще здесь проблема сложная и давняя: в нашем городе историческое ядро, сити и кампус - все в центре. Бизнес со страшной силой давит на историческую часть, стремится сюда, потому что здесь прибыль. А продавив - растет вширь, вверх и вниз. И никакая власть не сможет удержать. Все ругают прежнее руководство, а вот давайте представим себе мифическую ситуацию: городом долго-долго продолжает руководить либеральный и просвещенный Собчак. И что - было бы лучше? Да было бы еще хуже. Не в политиках дело. В обществе, в котором деньги и прибыль стали значить столь много. Причем прибыль быстрая. Ведь на историческом центре можно делать деньги - на туризме, инфраструктуре. Но на аренде-то быстрее и больше. Наш город меняется так потому, что в обществе быстрые деньги - важнейшая категория. Увы.
А что важнее: деньги или идеология? Давайте взглянем на кусочек Москвы, построенный в Питере, на Московском (а где же еще) проспекте. Как нависают над восстановленным монастырем новые прибыльные небоскребы! Правда, очень похоже на новый Арбат? И сразу видно - где что.
Говорят, есть такая традиция - статьи заканчивать на хорошей ноте. Знаете, в чем плюс? Все эти новоделы - они как конструктор, на саморезах и шурупах. Разбираются на раз.
Фото Всеволода Пежемского
- В Сыктывкаре намерены продать руины архитектурного шедевра
- Петрозаводск готовятся очистить от уродующей город наружной рекламы
- Путин о своем стиле одежды: «Я особенно не заморачиваюсь»
- В Сыктывкаре шедевр знаменитого архитектора превращается в свалку
- Rolls-Royce презентовал самую высокотехнологичную модель в истории