Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Подняться до высот падения

 Фото: Ирина Тимофеева Фото: Ирина Тимофеева Когда ты смотришь такой спектакль, сразу понимаешь, для чего существует театр

Премьерная постановка топового режиссера Андрея Жолдака, живущего в Москве и в Германии, «Мадам Бовари», которая осуществлена на сцене Санкт-Петербургского театра антрепризы имени Андрея Миронова, уже основательно всколыхнула ряды зрителей и театральных критиков. О спектакле говорят, его превозносят, хвалят игру актрисы Елены Калининой и называют постановку высшим пилотажем в области театральных экспериментов.

Скандальный писатель Гюстав Флобер, когда-то взорвавший своим романом устои буржуазного аристократического французского общества, предстает в интерпретации современного, тоже скандального режиссера Андрея Жолдака как нельзя более органично, он вписан в нервную пунктирную ипостась жизни чувственной, протянувшейся из века XIX в XXI.

После спектакля «Москва - Петушки» по Веничке Ерофееву, который Жолдак поставил на сцене Балтдома, к этому режиссеру хочется приглядываться, прислушиваться, прикасаться кожей и всей нервной системой, впитывать и внедряться в его способ самовыражения, в его ритмы и ассоциации. Но если «Петушки» воспринимать сложно - из-за некоей затянутости действия, то «Бовари» магически тебя увлекает, не хочется смотреть на часы...

Жолдак вычленил из романа Флобера все то, что касается внутреннего мира Эммы (Елена Калинина). Он обнажил ее жажду любви и страсти, ее тоску по чувственности, он укрепил ее место в этом мире новой современной Эммой (Полина Толстун), девочкой с Невского проспекта, которую «заразили бациллой любви». Современная Эмма пытается понять ту, из XIX века, она, обладая знаниями нашего времени, пытается удержать ту Эмму от необдуманных поступков, предостерегает ее от омута - и в то же время сама заворожена отчаянным полетом в неизвестность и с затаенной надеждой вздыхает и проникается романтическим настроением у ночного раскрытого окна.

Аромат французской жизни - в этих высоких окнах, белых кувшинах и чайниках, подсвечнике, потрескивании камина, визитах служанки в белом фартуке - настраивает на томление и адюльтер. Возникший на пути Шарль Бовари (Валерий Дегтярь) - для Эммы вовсе не предмет обожания. Она только воображает, что он может разбудить в ней чувства, - нет! И потому она так жестока с ним. Потому не хочет родить от него ребенка, и только современная Эмма уговаривает ее оставить дитя - хотя бы ради нее. Наша Эмма знает, как это трудно сегодня - родить. Особенно молодой девушке, озабоченной карьерой, не обремененной любовью и привязанностями… И не имеющей партнера, согласного нести ответственность за свое потомство. Для Эммы ее дочь Берта (Лиза Фурманова) не станет чем-то важным и спасительным в отсутствие любви к мужчине. Ребенок, увы, - лишь мешающий «довесок» в этой семейной несостоятельности. И только страсть, страсть оголенная, животная, рождающаяся вместе с приходами рыжего лиса - лесного зверя и с повадками и криками дикой экзотической птицы, которая пробуждается в Эмме, - спасает ее от скуки и однообразия. Но эта же страсть становится тем губительным чувством, которое заставит вожделеющих ее любовников в итоге отвернуться от Эммы, отбросить ее любовь, испугавшись ее обжигающего накала.

Елена Калинина ведет свою партию так свободно и с таким настроением, что кажется: она срослась со своей героиней, познала ее суть. Пластичность, чувственность присутствует во всем: движениях рук и ног, взгляде, поворотах головы и изгибах тела. Ее одолевает всесокрушающая неостановимая погоня за тайнами страсти. Актриса несет это настроение на протяжении всех трех с половиной часов действия, в котором нет ни одной минуты, где бы она не присутствовала на сцене.

Калинина в ее прежних ролях на сцене МДТ (Театра Европы), Приюта комедианта не раскрывала так свой потенциал - Жолдак вытащил, разбередил в ней очень чувственные вещи, которые порой даже и не объяснишь - ни природу, ни способ достижения столь сильного эффекта.

По законам, царящим в этом практичном, обезвоженном, безэмоциональном мире столь голой любви не выжить - Эмма обязана умереть... Хоть современная Эмма и постарается запереть мышьяк подальше, но гибель уже неостановима. Она предначертана, как предначертано прожить с безответной любовью ее добряку-мужу Шарлю Бовари.

Я вспомнила, сидя на спектакле, как я плакала в пятилетнем возрасте над одноименным французским фильмом. Родители никак не могли меня успокоить - настолько я, ребенок, прониклась сочувствием к осиротевшей девочке, которая сначала лишилась матери, а потом и отца. И вот на спектакле нынешнем, когда я десять раз повзрослела, я опять плакала. Только уже от безмерного сопереживания Эмме. Уверена, Эмма живет в каждой из нас. Хотя далеко не в каждой из нас она проявится и оголит себя. Но она живет, дышит - в наших снах, предчувствиях, тайных помыслах. Мы сочувствуем Эмме, но мало кому удастся подняться до высот ее падения. Порочная, падшая, она становится святой, потому что умирает из-за любви.

Кирилл Серебренников, режиссер, художественный руководитель «Гоголь-центра»:

- Редко куда успеваешь ходить - на другие спектакли. Но, приехав в Питер, я прежде всего посмотрел спектакль Андрея Жолдака «Мадам Бовари». Теперь еще больше уверился в том, что должен пригласить Андрея в «Гоголь-центр» ставить «Преступление и наказание». «Мадам Бовари» - очень интересный спектакль, там невероятные актерские работы. Я видел разное, но то, что делает Лена Калинина, - это высший пилотаж. Это одна из выдающихся женских работ за последние годы, просто какой-то шедевр. Она играет непонятно как. И это всегда воспринимается как чудо - когда ты не знаешь, как это сделано, когда нигде не вылезают швы приемов. За этим стоит, вероятно, школа или какое-то невероятное чутье актерское - не знаю. Актриса так впитала эту сложную авторскую режиссуру или так ее присвоила себе, что у меня как у зрителя не возникает ни одного вопроса. Только восхищение.

Фото: Ирина Тимофеева

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии