Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Стены высокие, окна маленькие, красный кирпич…

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский Есть вещи, которые мы не видим, не осознаем, но они влияют на наше поведение и принятие решений. Например, язык, на котором говорим

Сейчас появилась масса борцов за чистоту языка. Хотят, чтобы все говорили как учителя литературы. Но в действительности - откуда такие изменения? Например, из… тюрьмы (такие словечки, как «беспредел», «мусор», «базар» и т.д. и т.п.) Как такое произошло? Дело ведь не только в криминальных сериалах. За прошедшие сто лет значительная честь общества побывала «там». И не раз иногда. По некоторым данным - до 10% - 15% мужского населения в самом активном возрасте.  И если брать историческую перспективу, то далеко не только люди из «криминальных кругов», из специфической среды. Какая доля нашей творческой интеллигенции там побывала? А технической? В середине ХХ века. А еще, между прочим, и сами партийные, идейные и работники «органов» ходили туда стройными рядами. Не будем забывать.

За прошедшие сто лет значительная честь общества побывала «там». И не раз иногда. По некоторым данным - до 10% - 15% мужского населения в самом активном возрасте. 

Во что же это вылилось? Ведь не только в «феню» в разговорной речи. В отношения, в социальные практики, во все! Вот, например, только под углом влияния тюремной культуры можно понять причины волны гомофобии, захлестнувшей наше общество. Одной пропагандой такого не сделаешь. Негативное отношение к гомосексуалистам, и шире - к любым «не таким, как все» - оно точно оттуда.

Или вот еще: отношения, сложившиеся в бизнесе, особенно в недавнем прошлом. Ведь «туда» ходили не только убийцы и «политические». В места не столь отдаленные попадали фарцовщики, валютчики, спекулянты, «толкачи», люди активные, предприимчивые, ставшие основой для нового класса буржуазии. И до сих пор, несмотря на приход в бизнес образованных, молодых, знающих два языка, есть в нем сферы, где верховодят именно криминальные авторитеты.

А спорт? Ну, откуда такой грандиозный интерес к боям без правил? К миксфайту, М1, к жестким видам, которые раньше считались негуманными, раздувающими самые низменные инстинкты. Оттуда!

А культура? Ну вот, например, радио! Если заходить на сайты радиостанций и внимательно смотреть, то можно всегда найти ссылочку - «рейтинги нашей станции». Она обычно маленькая, скромненькая. Это не для слушателей, это для рекламодателей. Зайдите! Удивитесь! Самые популярные радиостанции - не джаз, и не классика, и даже не авторадио. Шансон! Но не только у «простых людей» так. Не льстите себе! Авторская песня, столь популярная у интеллигенции, откуда она вышла? Некоторые говорят: из городского романса. Увы. Ничего общего. Именно оттуда, от широкого прикосновения с тюремной субкультурой.

А внешний облик? Типичный русский мужчина невысок, плотен, одет в черное и очень коротко стрижен. Кстати, еще замечу, что тюремная субкультура - она по преимуществу мужская, ясных женских образов в ней мало.

А политическая жизнь? Да у наших правителей регулярно те самые словечки проскакивают, несмотря на юридическое образование. И регулярно же всплывает криминальное прошлое того или иного депутата. 

Повышение уровня агрессии в обществе, в общении людей друг  с другом - это ли не влияние тюремной субкультуры?

Даже загородная архитектура - и та получила отпечаток тюремной субкультуры. Это я говорю уверенно - как житель пригорода. В 90-е начали строить себе коттеджи успешные предприниматели. И все-то у них получалось очень и очень похожее на тюрьму. И стены высокие, и окна маленькие, и красный кирпич. Один мой сосед, очень успешный предприниматель, выстроил трехметровый забор, наворотил по кругу на нем колючей проволоки типа «егоза» и, видимо, только в такой атмосфере чувствует себя защищенным. Привычка.

И если уж глянуть совсем широко, то повышение уровня агрессии в обществе, в общении людей друг  с другом - это ли не влияние тюремной субкультуры? Скажете: жизнь тяжелая. Как историк и как человек, живший в СССР, отвечу: бывало и похуже.

А это плохо? Ну, то, что тюремная субкультура так на нас повлияла? Не знаю! Это так, как есть. Хотя, наверное, ей, субкультуре, место там, в «антимире», и со временем, надеюсь, все придет в норму. А пока постараемся понять, что нас толкает на те или иные поступки и решения. И будем очень осторожны с агрессией.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии