Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Посвирье

 Ленинградская область чрезвычайно богата памятниками архитектуры - как известными, так и несправедливо забытыми. Последние безмолвно стоят в стороне от туристических маршрутов, безвозвратно разрушаясь

Подпорожский район. Здесь сохранились постройки, не уступающие по значимости и красоте всемирно известным Кижам. История города Подпорожья начинается в XVIII веке. Назревала война со Швецией, лоцманов на Свири не хватало - и Петр I перевел сюда  лоцманов из центральной части России для проводки судов через порог Сиговец. Когда-то на этом месте было несколько деревень, носивших общее еще в XV веке название Подпорожье. И вот, увеличившись за счет переселенцев из Костромской губернии, они объединились в один город. 

Второй исторической вехой для Подпорожья стало строительство Верхнесвирской ГЭС, которое началось до войны, было возобновлено в 1947 году - и через четыре года  гидроэлектростанция, между прочим - самая крупная в Ленинградской области, дала первый ток.


Фото wikimedia.org

ГЭС. Первое яркое впечатление возникает от перепада реки, шума ниспадающих и бурлящих потоков на нижнем бьефе Свири и спокойной глади наверху. Порога на этом месте теперь нет, а есть шлюз, через который проходят суда.

Если вы путешествуете на своем автомобиле, то будьте внимательны: въезд на плотину осуществляется через светофор, больше похожий на железнодорожный семафор.

Проезжаем плотину. Дорога делает крутой поворот влево и поднимается вверх по берегу Свири. Отсюда виден почти  весь город, растянувшийся по холмам. И мы продолжаем наш первый маршрут по северному берегу. Протяженность - около 120 км (по кругу). Путь лежит через деревни Важины, Согиницы, Заозерье, Посад, Волнаволок и садоводство «Яковлевское».

Деревня Важины - через 12 километров. Это довольно крупный населенный пункт на берегу реки  Важинки.

Важины были первым новгородским поселением на Свири и значительным перевалочным пунктом на торговом пути на север Руси. Сразу за Важинами влево через мост - деревня Курпово, наша первая остановка. Здесь находился бывший Важинский погост на территории которого сохранилась Воскресенская церковь, памятник первой половины XVII века.

Слово «погост» в современном языке означает «кладбище», а произошло оно от глагола «гостить». Во все времена церкви были единственными общественными зданиями вокруг которых шла мирская жизнь. Вблизи церквей устраивались ярмарки, а в самих храмах люди собирались не только на молитву, но и затем, чтобы поесть всем миром. Собственно, поэтому и стали возникать у церквей пристройки - трапезные. Лучше всего начать осмотр Воскресенской церкви со стороны Важин. С левого берега. Правый берег реки напротив делает крутой изгиб, образуя мыс.


Фото Igor B. Polevoy/ wikimedia.org

Этот плоский и невысокий мыс и облюбовали древние строители для погоста. Воскресенская церковь главенствует над ним и отлично видна с высокого левого берега.

Как известно, церкви ориентированы на местности: все части здания располагаются в направлении с востока на запад.

Уникальным историческим свидетельством, сохранившемся до наших дней, является иконостас церкви начала XVII века, на котором строители оставили надпись на старославянском языке о том, что церковь заложена «лета 7136 сентября 26 дня», т.е. 26 сентября 1630 года. На самом деле это уже третья церковь Воскресения на этом месте. Предыдущие две были сожжены в ходе периодических вторжений в эти места шведов. Обратите внимание на многогранные башни, которые заимствованы у строителей древних деревянных крепостей. Округлый многогранник имеет ряд преимуществ перед прямоугольной четырехгранной формой, т.к., в соответствии с технологией тех лет, легче было сделать высокую башню в виде многогранника, к тому же высота означала большую боеспособность крепости (дальше обзор - дальше и полет стрелы). И потом: многогранник, в отличие от четверика, более устойчив к ветру и другим механическим воздействиям.

Воскресенская церковь дошла до нас в отличном виде - отчасти благодаря реконструкции памятника в 70-е годы XIX века. Церковь действующая и открыта для посещения. Закончив осмотр Воскресенской церкви, возвращаемся через мост на левый берег Важинки и едем в Согиницы, до которых примерно 15 км. Там среди огромных елей стоит Никольская церковь, построенная в 1696 году. Это еще один пример многогранного округлого храма.

Исследователи и историки считают согининскую церковь уникальным и ценнейшим памятником народного деревянного зодчества. Обратите внимание, что здание церкви - это не один, а два поставленных один на другой восьмерика. Нижний восьмерик оканчивается поясом фронтонов, попарно над каждой гранью. Из этого живописного пояса вырастает небольшой верхний восьмерик. А колокольня - вообще единственный сохранившийся экземпляр такого типа в Ленинградской области. Исследователи полагают, что колокольня старше церкви. Она уже была на этом месте, когда к ней пристроили храм.

Местные жители Раиса Васильевна и Юрий Викторович, старожилы этих мест, рассказали, что 1929 году площадку колокольни заменили - и были навсегда утрачены резные столбы на площадке. Раиса Васильевна живет в доме 1903 года постройки. Местные называют этот дом «Титаником» - видимо, за его огромные размеры и то, как он переломился посередине.

Юрий Викторович обитает неподалеку. Он работал кладовщиком на складе, который когда-то был в помещении Никольской церкви, и помнит, как мальчишками они забирались под самый купол. И забавно звучат из его уст сетования, что сейчас уж так не заберешься, потому что после восстановления церкви и возобновления богослужений внутри сделали перекрытия, которые теперь закрывают доступ под купол.

Никольская церковь - единственный уцелевший храм так называемой «прионежской школы», для которой характерна большая декоративная насыщенность наряду с легкостью форм и изяществом силуэтов и фрагментов.

Рядом с Никольской - маленькая Ильинская церковь 1864 года постройки. Небольшой четверик, который как-то теряется рядом с соседкой. Не сразу понятно, что это отдельная церковь, а не пристройка к Никольской.

От Согиницев дорога, поднимаясь в гору, круто поворачивает на восток и приводит к очень живописному Вачозеру, протянувшемуся с запада на восток на 10 км. На высоком холме на северном берегу - деревня Заозерье. Въезжая в нее, слева от дороги мы увидим красивую часовню на фоне неба, а затем нам откроется и сама деревня, и захватывающий дух вид на озеро. Часовня Петра и Павла построена в XVII веке, сейчас она заброшена, сильно обветшала и заходить внутрь стало опасно.


Фото wikimedia.org

Осмотрев часовню, движемся по дороге вдоль озера дальше. И, миновав железнодорожный переезд у станции Токари, примерно через 6,5 км въезжаем в деревню Посад. Наша дорога делает поворот под 90° на юг - и вскоре слева по ходу движения мы видим церковь святителя Афанасия Великого Александрийского (XIX век), которая, как и большинство деревенских церквей, окружена кладбищем. В некоторых источниках сказано, что тут находится часовня Фрола и Лавра XVIII века. Но раз на официальной табличке значится Афанасьевская церковь, то так ее и будем называть. Церковь в отличном состоянии, действующая. Правда, как и многие действующие церкви на нашем маршруте, закрыта на замок. Но если есть желание войти внутрь, то всегда можно обратиться за советом к местным жителям, которые подскажут, где и у кого хранятся ключи.

Через 13 км на берегу Пидьмозера - деревня Волнаволок. Это место, где когда-то на Волнаволокском погосте находился живописный ансамбль из двух церквей - Покрова и Власия. Церковь Покрова была построена в 1783 году, а церковь Власия - в первой половине XIX века. В 2004 году осенью обе они были уничтожены огнем. Предположительно - пожар возник от костра, который развели рыбаки. И теперь на живописном берегу остались лишь каменные фундаменты. А в Волнаволоке поставили маленькую часовню Покрова Пресвятой Богородицы.

Едем дальше к самой удивительной и самой необычной точке нашего маршрута. Места этого нет в путеводителях, нет в описании достопримечательностей. Оно не «охраняется государством» и даже забыто им. И тем не менее это, пожалуй, самое интересное место на нашем маршруте.

Примерно через 20 км от Волнаволока - съезд вправо в сторону садоводства «Яковлевское». В садоводстве дорога кончается. Дальше можно или проехать на внедорожнике либо квадроцикле, или пройти пешком. Выбираем последнее и идем около 2 километров. Огибаем по лесной дороге Сидозеро. Выходим через лес и просеку ЛЭП на северный берег. И тут - замираем в изумлении.  Нашему взору открывается заброшенная церковь Елисея Пророка, стоящая почти на берегу.


Фото http://www.aroundspb.ru

Среди лесов. Деревень рядом нет. Дорог в округе нет. Почему-то в памяти возникает ассоциация с заброшенным в джунглях Камбоджи Ангкором. Конечно, здесь не тот масштаб, но все же... Заброшенный храм посреди леса. Построенный 1899 году из дерева, он напоминает каменное строение.

Вокруг храма - постройки, видно, что не заброшенные. Но присутствия людей ничто не выдает. Ни дымка из трубы, ни лая собаки.

Вблизи храм Елисея Пророка производит не менее сильное впечатление, чем издалека.

Стены местами обвалились. Внутри тоже разруха - и угрожающе гремят наверху листы жести. Потолок провалился. Видимо, из-за удаленности и труднодоступности церкви стены не исписаны вандалами, как это бывает в других заброшенных храмах. Сохранились остатки большой печи. Храм отапливался. Но видно и небольшое пожарище. Находиться  внутри, конечно, небезопасно. Рядом с обрушившейся стеной сооружен своеобразный алтарь из скворечника - с иконами и записками от людей...

Вокруг тишина, никого. Только ветер гудит и завывает в деревьях - и от этого еще торжественней и величественней смотрится огромная пустая старинная церковь.

Очень хотелось бы донести до тех, кто может помочь остановить это разрушение, что на берегу Сидозера в одиночестве и запустении погибает церковь Елисея Пророка. И вспоминаются слова из песни В. Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал!».

Купола деревянных храмов не покрыты золотом. Но от этого они не менее прекрасны. Но более уязвимы...

Наш маршрут на сегодня окончен. Хочется добавить только, что большинство церквей строились на средства прихожан - и мастер, подписывая подрядную грамоту на рубку храма, согласовывал с общиной облик будущей церкви до мельчайших подробностей. Т.е. он осуществлял идею и пожелания прихожан. Поэтому памятники деревянного зодчества раскрывают нам не только высочайшее искусство строителей и плотников, но и общую культуру народа, они воплотили в себе народное представление о красоте. И эта дошедшая до нас рукотворная красота заставляет задуматься о том, как сохранить и передать потомкам то, что оставлено нам предыдущими поколениями.

Завтра отправляемся на второй маршрут, который проходит в основном по южному берегу Свири.

Продолжение следует.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии