Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Злобные буратины

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский Сказ о том, как автомобилисты сами себя мучают, а потом власть обвиняют

Дорога - это место нашего стресса, пространство, где мы взаимодействуем друг с другом и получаем от такого взаимодействия массу эмоций.  Зачастую люди, попадающие в трудные ситуации на дороге, склонны обвинять в них не себя, не свое поведение, а, например, власти. Мол, они не занимаются организацией движения, не ставят светофоры или ставят, да не там где нужно, не укладывают лежачих полицейских или понатыкали искусственных препятствий. Но задумаемся: кто более всего мешает жить автомобилисту/пешеходу на дороге? Да сам пешеход/автомобилист. Вот наиболее типичные примеры.

«Гонщики» - аварии на скоростных магистралях, конечно, могут происходить и потому, что «разворовали», и потому, что «не починили». Но сам человек должен учитывать сложившиеся условия. Об этом в правилах написано. Летящий на второй космической спортивный болид несет в себе опасность не только сидящим в нем, но и окружающим.

«Обочинщики» - как только пробка создается, ее начинают объезжать. По обочине, что запрещено правилами. А потом «проситься» или протискиваться внаглую обратно в ряд. И пробка вместо того, чтобы рассасываться, становится все больше и больше. Что в этом можно увидеть? - пренебрежение интересами других и непонимание последствий своих действий. Где-то в сети вычисляли, прикидывали: получается, что если бы «обочинщики» не объезжали бы массово пробки, все (включая их самих) приезжали бы домой раньше.

И вот случилась авария. Два слегка поцарапанных авто стоят посреди магистрали и не разъезжаются - три часа ждут гаишников. И клянут их: мол, те быстро не едут. Но есть же европротокол! Распишитесь и разъезжайтесь! Но страх! Боятся, что не получится, что виновник аварии откажется, что справок не получат. Стоим, все стоим!

Правила - это не просто закон. Это некий наш общественный договор.

А еще гаишников все ненавидят: они взятки вымогают. Кто вас заставляет их давать? Им самим всегда автомобилист предлагает - «а давайте без протокола». Нарушили? Отвечайте, и не будет вам конфликта. Лично мне никто из сотрудников автоинспекции никогда не предлагал дать взятку. И я не предлагал. На том и расходились. Они дальше работать, я в сберкассу.

А еще соблюдение очередности при примыкании или сужении дороги, при объезде аварий - ну, если не договориться, то всегда будет пробка и столкновения. А можно просто проезжать «через одного». Как в Европе, по слухам. И все будут доезжать домой вовремя.

И вообще: правила - это не просто закон. Это некий наш общественный договор. Мы договорились ездить по правой стороне дороги. Хотим - будем по левой, но договорились, что по правой. И пропускаем того, кто справа. Иначе нельзя.

Список неполон: есть еще «учителя» - любители «наказывать» тех, кто создает препятствие движению и просто неопытных, водители газелей и водители маршруток (это особая группа, отличающаяся от среднестатистического водителя скорее цивилизационно), шоферы фур… и все друг другу мешают.

В современном дорожном движении, на мой взгляд, ярко, как нигде, проявляется незрелось нашего общества, неготовность принять на себя ответственность за свои действия, за их последствия. Здесь место для разрядки социальной агрессии, проявлений социального неравенства и феодальных пережитков. Вспомните, как еще совсем недавно «боярин» на черном седане с мигалкой распугивал простолюдинов, а если какой несчастный попадал под колеса его «кареты», то был, конечно, виноват сам.

В современном дорожном движении ярко проявляется незрелось нашего общества, неготовность принять на себя ответственность за свои действия, за их последствия. 

А положительные примеры есть? Конечно! Ведь наше общество состоит не только из летчиков и торопыг. И даже летчики и торопыги могут в других ситуациях проявлять себя зрелыми и ответственными людьми. Вот, например, в Живом Журнале сложилось сообщество автомобилистов spb.avto. Сначала просто люди общались по темам, их интересующим, начали проводить совместные встречи. А теперь работает полноценная служба взаимопомощи на дорогах. Застрял, сломался - приедут и вытащат или дотащат «на галстуке». А еще работает школа безопасного вождения - сами люди собираются и учатся безопасному поведению на дороге. А тот, кто учит, он - о, ужас! - на этом еще немножко зарабатывает. И это здорово. Проводят и семинары по медицинской помощи на дороге, по поведению во время пожара в машине. И все это без поддержки властей. Сами. А еще площадка в ЖЖ стала местом, где вырабатывается общественное мнение автомобилистов. Читающий ее человек сам может сделать выводы, поспорить и, может быть, далее более осознанно подходить к своему поведению на дороге. Это пример не единственный, но, пожалуй, один из самых ярких и успешных.

В сети говорят про человека, который создает себе трудности и при этом обвиняет в них других: «ну, он сам себе злобный буратино». Большая часть наших проблем на дороге - из-за нашего поведения. И есть шанс, что процесс осознания этих проблем и их причин приведет к улучшению ситуации.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии