Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Чтобы бизнес не уставал быть добрым

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform Сбор денег, подарков, волонтерство, поездки в детские дома или больницы, перечисление средств на операции или обучение детей - все это очень знакомо бизнес-сообществу. От подобных акций остается иногда чувство глубокого удовлетворения, но нередко - разочарование и ощущение бессмысленности таких действий

Кем ощущают себя представители бизнеса - благотворителям в высоком смысле этого слова или обычными спонсорами? Как построить эффективную модель взаимодействия между теми, кто нуждается в помощи, и теми, кто может и готов ее оказать? И что вообще считать эффективной помощью, когда речь идет о банальном выделении денег очередному просителю? Все эти вопросы обсуждали участники круглого стола «Корпоративная социальная ответственность: благотворительность или спонсорство? Выбор эффективной модели построения», проходившего в представительстве торговой палаты Гамбурга в Петербурге.

Во встрече приняли участие коммерческие организации, среди них - ЦНТИ «Прогресс», «Аксель-Моторс», ООО «БСХ Бытовые приборы» (компания концерна Bosch and Siemens Home Appliances Group) и другие. А также общественные некоммерческие организации: СПбБОО «Перспективы», известная своей помощью детям и молодым людям с тяжелой инвалидностью, «Ночлежка», помогающая бездомным, и экологический правозащитный центр «Беллона».

Ведущий круглого стола, руководитель отдела развития бизнеса Северо-Западного регионального центра КПМГ Алексей Лазутин, представил собравшимся схему, которая наглядно продемонстрировала: пока традиционные схемы помощи нуждающимся (сбор денег, покупка подарков или устройство праздников) приносят мало пользы, не стимулируют чувство социальной ответственности и обладают высокой степенью риска.

- В нашем опыте однажды была такая ситуация: мы провели благотворительный аукцион, собрали около 400 тысяч рублей и решили передать их детскому дому, - рассказал Алексей Лазутин. - Директор детдома очень обрадовался нашему дару и искренне, от чистого сердца сказал: спасибо, я теперь забор построю! Представляете, какое чувство мы испытали? Люди буквально в осадок выпали: мы такую работу проделали, хотели детям помочь, а тут забор!

Виктория Рыкова, фандрайзер СПбБОО «Ночлежка», рассказала, что зимой, в холодное время года у них нет недостатка в теплой одежде для бездомных, они находят средства на еду или самые необходимые лекарства. Но объяснить тем, кто хотел бы им помочь, что бездомные люди постоянно, круглый год нуждаются в юридической и психологической помощи, а для этого организации нужно привлекать профессиональных юристов, социальных работников, психологов, - уже намного сложнее. Тем более что благотворителям не объяснить, зачем давать деньги «Ночлежке» на ремонт крыши, хотя без этого ремонта организацию могут выселить из помещения.

- Бездомных не любят, - констатировала Виктория Рыкова. - На призыв: помогите бездомным! - откликаются обычно зимой. Поэтому мы стараемся как можно шире рассказывать о своих акциях, о конкретных делах и полученных результатах, а потом обращаемся к потенциальным благотворителям: видите, мы можем решить эту проблему, помогите нам это сделать! И такая работа со спонсорами приносит куда более значительные плоды.

Николай Рыбаков, исполнительный директор ЭПЦ «Беллона», рассказал, что в Норвегии, где находится штаб-квартира организации, одним из самых крупных ее инвесторов является компания «Шелл» - фирма, которая в любой момент может стать мишенью для самой жесткой критики со стороны экологов.    

- Вот это пример европейского социально ответственного бизнеса, - сказал он. - В России мы до этого еще не доросли, здесь нам нередко предлагают помощь как взятку - чтобы мы не критиковали. Сейчас, например, нам хочет помочь одна строительная компания, но мы пока эту помощь не приняли: по нашим сведениям, эта фирма небезупречна в смысле соблюдения экологической безопасности.

Генеральный директор «Аксель-моторс Север» Алексей Безобразов рассказал, что с СПбБОО «Перспектива» их компания сотрудничает уже давно. «Мы знаем, что делает “Перспектива”, мы доверяем профессионализму ее сотрудников, - сказал он. - Два года назад у нас возникла идея: при покупке «Фольскваген» или БМВ с каждого автомобиля мы предлагаем покупателям заплатить дополнительно по 350 или 500 рублей соответственно. Объясняем, что это идет на помощь больным людям. За эти годы мы не разу не слышали отказа и уже собрали свыше 2 млн 700 тысяч рублей на программы помощи людям с тяжелой инвалидностью, живущим в ПНИ № 3 в Павловске». 

Все участники круглого стола, и бизнесмены, и  руководители благотворительных организаций, согласились: наибольшую пользу при наименьших рисках с высокой степенью гибкости и минимальными затратами на администрирование приносит благотворительность либо через специальные фонды, либо напрямую через общественные организации. То есть такая организация процесса, когда непосредственно с социально нуждающимися группами: детьми, инвалидами, обитателями детских домов и интернатов - имеют дело профессионалы, специалисты по социальной или медико-психологической работе. А не представители бизнеса. Потому что когда бизнес сам идет «в народ», нередко между дающими и нуждающимися возникает такая степень непонимания, которая может повлечь полную потерю интереса к благотворительности. А страдают от этого  все: и те, кто нуждается в помощи и поддержке, и те, кто хотел бы помочь, но боится испытать разочарование.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии