Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Почему стройка не «зеленеет»?

 Фото: Apdency Фото: Apdency Энергоэффективное строительство называют сегодня и модной фишкой, и экономической целесообразностью

Причины недостаточно быстрого развития энергоэффективного строительства в России разбирали представители профессиональных ассоциаций, специалисты аудиторских и консалтинговых компаний, владельцы строящихся и сертифицированных «зеленых» объектов, собравшиеся за круглым столом.

В Петербурге только четыре объекта коммерческой недвижимости прошли «зеленую» сертификацию

Появившись в 90-е годы прошлого века, «зеленое» строительство на Западе сегодня активно развивается. Наличие международного сертификата BREEAM или LEED считается неотъемлемым элементом многих современных объектов.

В нашей же стране этот процесс идет крайне медленно. Так, в Санкт-Петербурге пока что всего четыре объекта коммерческой недвижимости, прошедших «зеленую» сертификацию. Или уже четыре объекта? Смотря с какой стороны оценивать проблему. Есть мнение, что стройка у нас «зеленеет» нормальными темпами, просто мы позже начали, поэтому пик массовой сертификации по экологичности и энергоэффективности в нашей стране еще впереди.

По мнению представителя компании JLL в Санкт-Петербурге Владислава Фадеева, коммерческой недвижимости в России потребовалось время, чтобы дорасти до мирового уровня развития рынка, когда спрос на «зеленые» бизнес-центры предъявляют крупные международные компании.

Преимущества сертификата

«Зеленый» сертификат представляет собой набор инженерных решений, позволяющих добиться определенных показателей, например, снижения энергопотребления на 10%.

Из-за меньшего энергопотребления снижается стоимость подключения к инженерным сетям

Разумеется, при этом увеличивается стоимость объекта. В зависимости от сертификата, на который претендует объект (существует несколько степеней), докапитализация может составлять 10-15% цены объекта. Зато экономия на энергозатратах по сравнению с обычными объектами вполне реальна. Кроме того, из-за меньшего энергопотребления снижается стоимость подключения к инженерным сетям.

Из других преимуществ сертификата для объектов коммерческой недвижимости участники круглого стола выделили возможность увеличения на 4% коэффициента заполнения и повышение на 3-4% базовой ставки аренды.

На 15-25% растет и продажная стоимость объекта. А если речь идет о продаже коммерческой недвижимости западному инвестору, то здесь зеленый сертификат часто является не просто желательным, а обязательным элементом. Иностранные бизнесмены хорошо понимают, что такое экологическая сертификация и что она дает владельцу объекта.

«Сертификат - один из обязательных элементов для успешной продажи именно западному покупателю. Для него наличие «зеленого» сертификата - совершенно понятная вещь. Для них совершенно непонятна как раз обратная ситуация: как покупать бизнес-центр, где нет «зеленого» сертификата», - рассказала вице-президент ГК Leorsa Ольга Пономарева.

Помимо прочего, «зеленая» сертификация хорошо работает в жилищном строительстве для привлечения клиентов. Посещая чистую строительную площадку, человек заранее проникается симпатией к объекту, даже если цена объекта там несколько выше, чем у конкурентов.

За чем же дело стало?

Если все так хорошо, то что же мешает массовому «зеленому» строительству? Как обычно, на первом месте стоит нехватка специалистов. Нужны проектировщики, понимающие современные технологии, в частности, термическое моделирование, востребованы и специалисты по строительству.

Еще одна проблема заключается в том, что консультанты говорят на своем языке, который не понимают проектировщики. Причем такая ситуация характерна не только для России, но и, скажем, для благополучной Австрии. В качестве примера был приведен новый офис Райффайзен-банка.

Что же мешает массовому «зеленому» строительству? Как обычно, на первом месте стоит нехватка специалистов

Далее участники дискуссии отметили отсутствие мотивации. Если «снизу» арендаторы и жильцы пытаются требовать экологичности, то поддержка «сверху» (со стороны государства) была бы явно не лишней. А пока сертификация носит лишь добровольный характер.

Хотя и там, где «зеленая» сертификация числится среди обязательств застройщика, она стоит в конце приоритетов. Отчетливо это проявилось в ходе подготовки спортивных объектов к Олимпийским играм в Сочи, когда процедура сертификации должна была проходить до начала мероприятий. Но так происходило не всегда. Поскольку спортивное мероприятие не перенесешь, и главное здесь - успеть в срок, то до сертификации дело доходило в последнюю очередь. О том, извлекаются ли уроки из сочинской Олимпиады, можно судить по тому, что ни один из строящихся стадионов к Чемпионату мира по футболу 2018 года «зеленую» сертификацию пока не прошел. Хотя по требованиям ФИФА эта процедура является обязательной.

Среди экзотических причин участники круглого стола называли деятельность лобби, продвигающего идею мощного энергопотребления. Ведется некая антипропагандистская кампания, утверждающая, что «зеленое» строительство - это дорого.

Есть и положительные сдвиги. Так, 25% участников Гильдии девелоперов Петербурга готовы участвовать в рабочей группе по разработке российского стандарта «зеленого» строительства.

Виноват менталитет

Нужно понимать, что сертификация - процедура непростая и требует соблюдения определенных требований

Интересное явление наблюдается в последние годы в Москве. Там происходит всплеск сертификации не самых современных офисных зданий. Причиной тому стал нарастающий спрос со стороны компаний, имеющих высокие затраты на человеческий капитал, среди некоммерческих организаций и госкомпаний, среди компаний, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Что и подтвердила начальник управления по проектированию ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» Юлия Гуляк: пристальное внимание общественности заставляет «Газпром» относиться по-другому к вопросу экологичности.

Нужно понимать, что сертификация - процедура непростая и требует соблюдения определенных требований. Консультанты относятся к претендентам очень жестко, поскольку на кону их собственная репутация. Плюс существует жесткий контроль в процессе эксплуатации, поэтому растет количество владельцев объектов, подавших заявку, но не прошедших сертификацию.

В итоге на вопрос, что же такое «зеленое» строительство - экономическая целесообразность или модная фишка для продвижения - участники круглого стола единогласно отвечают: и то, и другое. А главной причиной недостаточно быстрого развития экологичных и энергоэффективных технологий является все тот же пресловутый менталитет.

«Меня перестал мучить вопрос: спрос или предложение? Я поняла, все упирается в менталитет», - подытожила дискуссию заместитель главного редактора журнала «Эксперт Северо-Запад» Елена Зубова.

Менталитет, пусть даже и медленно, но начинает меняться, а значит, будут «зеленеть» и строительные объекты.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии