Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Создание ЕЭС идет по плану

 фото: пресс-служба президента России фото: пресс-служба президента России На вчерашней встрече в Минске лидеров Белоруссии, Казахстана и России сенсаций не произошло. Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко «высоко оценили ход подготовки к подписанию Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС)». Но сам договор при этом подписан не был, что вовсе не удивило экспертов

Как сообщил по итогам саммита президент РФ Владимир Путин, он будет подготовлен к подписанию президентами на майском саммите в Астане.

При этом Путин с удовлетворением отметил: договор «прошел стадию существенной доработки», в том числе - на вчерашнем саммите в Минске, и шансы на его подписание высоки. Причем на этом процессе никак не скажутся санкции Евросоюза, применяемые к России.

- Есть все основания полагать, что мы выйдем на подписание в намеченные сроки, - резюмировал президент РФ.

Главным тормозом на пути создания ЕЭС выступает Белоруссия, и все белорусы об этом прекрасно знают. Ведь всего за неделю до саммита, выступая с ежегодным посланием к Национальному собранию, президент Александр Лукашенко прямо заявил: он готов подписать договор о Евразийском экономическом союзе только тогда, когда будут отменены все изъятия и ограничения во взаимной торговле.

 - При подписании этого документа я скажу: если хотите, давайте союз на справедливых принципах создавать, давайте уберем всякие ограничения! Но если вы готовы подписывать договор о создании ЕЭС сегодня, а ограничения намерены убирать через 15 лет, как Путин говорит, то вот тогда мы его и подпишем! - со свойственной ему прямотой сообщил Батька.

Лукашенко переживает не напрасно: он жаждет отмены Россией экспортной пошлины на нефтепродукты. По нынешним соглашениям, порядок в этой сфере таков. Минск получает от Москвы нефть по фиксированной цене, перерабатывает на своих НПЗ и большую часть полученных нефтепродуктов пускает на свои нужды. А меньшую часть (измеряемую в сотнях тысяч тонн) - продает в соседние европейские страны, получая от этого немалую прибыль.

И вот с этой прибыли Лукашенко обязан выплачивать в российский бюджет пошлину в размере 3-4 млрд долларов ежегодно. Излишне говорить о том, что столь рачительному хозяину, как Батька, больно отдавать такие деньги «старшему партнеру». Особенно с учетом того, что бюджет самой Белоруссии балансирует на грани дефицита. Неудивительно, что Лукашенко хотел бы под шумок прописать в договоре о ЕЭС такие условия, чтобы оставлять эти средства у себя в стране.

При этом президент Белоруссии упирает на то, что Москва, Минск и Астана еще в конце «нулевых» договорились о необходимости отменить все ограничения во взаимной торговле, определив это условие одним из базовых для создания ЕЭС. Однако «жизнь внесла свои коррективы» в этот договор - причем не только со стороны России, но и с белорусской стороны тоже. По словам экономиста Льва Марголина, изъятия из общих правил регулярно применяет и сам Александр Лукашенко – причем во многих сферах, включая финансовую и страховую.

 - Минск периодически применяет внетарифные ограничения во взаимной торговле с партнерами по Таможенному союзу. В такие моменты власть каким-то секретным кодом дает отмашку на недопуск определенных российских товаров на территорию Беларуси. Например, дается указание всем предприятиям не покупать российские комбайны - и их в течение определенного срока не покупает ни одна компания, - говорит экономист Лев Марголин.

Тут стоит помянуть и не столь уж давний скандал вокруг компании «Уралкалий», по мнению специалистов рынка, раздутый Лукашенко из ничего. Тогда, напомним, после резкого падения цен на калийные удобрения Батька обвинил руководство российской компании, имевшей СП с «Беларуськалием», в «спекуляциях», «двойной игре» и еще бог знает в чем. А затем пригласил в Минск гендиректора «Уралкалия» Баумгертнера и… просто посадил его в тюрьму, как какого-нибудь уголовника. Впрочем, в Москве, которой стоило многих нервов и сил вытащить Баумгертнера из кутузки, на эту, как и на многие другие аналогичные ситуации, постарались реагировать сдержанно. Хотя общей атмосферы в отношениях между партнерами все это, естественно, не улучшило.

Еще один фактор, серьезно затрудняющий подписание Договора о создании ЕЭС - украинский кризис. Кремль вполне логично настаивает на том, чтобы его стратегические союзники поддержали российскую позицию. Однако «верные друзья» в этом плане предпочитают играть свою игру. Так, Лукашенко открыто признает нынешние киевские власти легитимными и даже намерен отправить своих наблюдателей на предстоящие 25 мая выборы президента Украины. Что, разумеется, не может не раздражать Москву. А Нурсултан Назарбаев, хоть и старается не говорить лишнего, но присоединение Крыма к РФ молча осуждает.

У Казахстана есть и другие причины сдержанно реагировать на быстрое углубление интеграции внутри Таможенного союза. Например, у Астаны есть вопросы по поводу обеспечения равного доступа к российским транзитным газо- и нефтепроводам. Кроме того, как говорят казахские эксперты, руководство республики было откровенно напугано быстрым присоединением Крыма к России. Ведь в Астане прекрасно помнят о том, что, по данным последней переписи населения страны, 23 процента ее жителей являются этническими русскими, и проживают они преимущественно в северных районах, граничащих с Россией. Где тоже можно при определенных условиях провести «быстрый референдум». Впрочем, Нурсултан Назарбаев, будучи крайне прагматичным политиком, понимает, что такой расклад – из области чистой фантастики. К тому же именно он 20 лет назад первым высказал идею образования Евразийского союза и теперь, на пороге его создания, точно не сделает «шага назад».

Впрочем, главный итог вчерашнего саммита подвел даже не Владимир Путин, а глава Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. Он прямо сообщил СМИ, что белорусскому лидеру даже в родных стенах не удалось убедить коллег из России и Казахстана в необходимости отменить упомянутые выше нефтяные пошлины в рамках Евразийского союза. Этот вопрос, по словам Христенко, «на сегодня является предметом двусторонних договоренностей Москвы и Минска» - как минимум до оформления общего рынка к 2015 году.   

Однако Лукашенко теперь вряд ли станет лезть на рожон. Однако Лукашенко теперь вряд ли станет лезть на рожон. По мнению политолога Ольги Абрамовой, это значило бы поставить под вопрос весь комплекс отношений Белоруссии с Россией.

 - Минск фактически находится на дотациях у Москвы. Поэтому трудно себе представить, что, не имея отходных путей и другого мощного донора (которому и взяться неоткуда), а также учитывая ту систему координат, в которую уже вписана Белоруссия, Лукашенко посмеет шантажировать Путина, - уверена Абрамова.

Так что, скорее всего, подписание договора о создании ЕЭС, который должен стартовать 1 января 2015 года, состоится в конце мая в Астане на условиях, устраивающих прежде всего Россию.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии