Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Петербург отправился в большое плавание

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform После двух недель аномальной для мая жары Петербург накрыли привычные дожди. Количество осадков за последние сутки значительно превысило норму, и городские сооружения к «наплыву» явно оказались не готовы. Город действительно напоминает северную Венецию

Сигналы о подтоплении различных объектов, будь то подвалы, низины, проезжие части под путепроводами или тоннели, поступают на горячую линию петербургского «Водоканала» ежеминутно. Справится ли город с последствиями ливней?

О сильных дождях на Северо-Западе страны и в столичном регионе, как и ряде других, Гидрометцентр России предупреждал еще на прошлой неделе. Так что у служб, отвечающих за обслуживание систем стоковых вод, было минимум трое суток на подготовку к стихии.

Ливни, пришедшие в город на один-два дня, специалисты «Водоканала» относят к категории «нерасчетных дождей». В этом случае объем воды, принятый «Водоканалом», превышает обычный в 2-2,5 раза

Первые сигналы о подтоплении низких мест в городе появились еще вчера. Это, в частности, одна из причин, почему вторничным вечером город встал в 10-балльные пробки, которые и в сильный снегопад-то не всегда фиксируются. Так, корреспондент OK-inform наблюдал пробку длиной не менее 4 километров на Синопской набережной. Поток стоял практически «мертво» от моста Александра Невского (с учетом перекрытого на ремонт участка рядом с ним) до Большеохтинского. Под Большеохтинским мостом стояли несколько «затопленных» авто на включенной «аварийке» без повреждений по кузову - видимо, вода попала в электрику. Дождь принес автовладельцам незапланированные и вынужденные расходы. В то же время сломавшиеся мешали проехать тем, кто еще сопротивляется стихии.

Ливни, пришедшие в город на один-два дня, специалисты «Водоканала» относят к категории «нерасчетных дождей». В этом случае объем воды, принятый «Водоканалом», превышает обычный в 2-2,5 раза. Как обстоит дело с сегодняшним ливнем, на предприятии пока не говорят - делают подсчеты, к тому же поток воды с неба еще не прекратился, а значит, выводы могут быть ошибочными.

За прошедшие сутки в «Водоканал» поступило много заявок на скопление воды из-за сильных дождей. Система канализации проектируется в расчете 18 мм осадков в течение 20 минут. Это в несколько раз меньше, чем выпадает на город в сильный ливень - правда, в течение часа-двух. То есть теоретически система с таким потоком должна справляться, и в общем-то, прежде все было более или менее в порядке, не считая «особо выдающихся» случаев. Многие, наверное, помнят, как год назад, также сразу после Дня города, в Петербурге прошли сильные ливни - тогда затопило «свежеоткрытый» тоннель на Пироговской набережной. Оказалось, система удаления воды в нем не предусматривает объема осадков, характерных для Северной столицы. Удивительно!

Как уточнили в «Водоканале» по поводу Пироговской набережной, то организацией процесса отведения воды из таких тоннелей занимается «Мостотрест», а не «Водоканал». У «Мостотреста» для этого есть специальные насосы, которые должны откачивать поступающую в тоннели воду – и уже затем отправлять ее в систему коммунальной канализации.  

Система канализации проектируется в расчете 18 мм осадков в течение 20 минут. Это в несколько раз меньше, чем выпадает на город в сильный ливень - правда, в течение часа-двух

Городские службы «успокаивают»: на отдельных участках наблюдаются подтопления из-за того, что вода уходит с улиц медленнее, чем в нормальной ситуации (то есть когда в дождливом городе сухая погода). При этом ливневая канализация находится в рабочем состоянии и не засорена. Однако у нее существует определенная пропускная способность. Кроме того, во время дождя скопления воды на тротуарах и проезжей части могут образовываться из-за особенностей рельефа дорожного покрытия. Видимо, речь идет о пресловутой колее на Кольцевой автодороге и многих других улицах и проспектах в городе. Автомобилистам следует помнить об опасности аквапланирования и на благоустроителей и дорожников не надеяться.

«Поясним, почему сети не могут проектироваться под максимальный объем осадков (т.е. под нерасчетные дожди) - в обычные дни в сетях большого диаметра вода будет застаиваться, сети будут заиливаться и пахнуть», - заметили в «Водоканале».

«Что можно сделать? Тонем! - пишут на сайте «Водоканала» «утопающие» жители домов по улице Веры Слуцкой в Колпино. - На участке от проспекта Ленина до Ижорского завода (Финляндская улица) была нарушена ливневая канализация еще лет 10 назад, все люки на данном участке заполнены водой, не доходящей до поверхности на 300-500 мм. Вода не уходит, а сливается на территорию садоводческого некоммерческого товарищества. Близлежащие сады превратились в болото, уровень воды достигает 300 мм. С каждым годом ситуация ухудшается, происходит заболачивание территории. Конец мая, в сад просто не войти, все затоплено»… Жители и дачники ждут реакции специалистов.

Их коллеги по несчастью - офисные работники здания на улице Маяковского, в самом центре Петербурга. Ввиду того, что в проливные дожди магистральная ливневая канализация, проходящая по улице Маяковского, не справляется с транзитом стоковых вод, они подтапливают, как рассказали работники организации, их недавно отремонтированные офисные помещения: «По всей видимости, из-за того, что проходящая в арке труба «ливневки» длиной примерно 20 метров имеет заломы, сквозь которые вода поступает в окружающий грунт, а через него - в наши помещения. Неоднократные обращения на горячую линию не помогают, колодцы все чистые, все стыки колодезных колец и окружающий колодцы грунт нами недавно за свой счет загидроизолированы. Методом исключения стало понятно, что проблема, вероятнее всего, в заломе трубы»… Вот уж нечем «офисным воротничкам» заняться, кроме как «обследовать» герметичность труб…

Специалисты откачивают воду и проводят дополнительную прочистку сетей. В работе всегда задействуют специальные гидродинамические машины - что-то вроде большого пылесоса, только для воды

Принятые заявки, поступающие на горячую линию «Водоканала» по телефону 305-09-09, отрабатываются аварийными бригадами, однако понятно, что работников на все жалобы не хватает, и все проблемы не могут устранить оперативно. Специалисты откачивают воду и проводят дополнительную прочистку сетей. В работе всегда задействуют специальные гидродинамические машины - что-то вроде большого пылесоса, только для воды.

В столичном регионе до конца недели может выпасть более половины месячной нормы осадков - до 30 мм осадков или около 60% месячной нормы, которая в мае составляет 51 мм. По данным синоптиков, сезон дождей будет сопровождаться понижением температур и атмосферного давления. Подобная ситуация складывается и в Петербурге. То есть, видимо, некоторое время всем нам придется «поплавать».

Добавим, что как только материал появился на сайте OK-inform, на него отреагировала пресс-служба «Водоканала». В частности, ее сотрудники рассказали, что жалобы из Колпино поступали в службу в прошлом году, а ответ публиковался на сайте предприятия. «За последний месяц жалоб от жителей ул. Веры Слуцкой г. Колпино в «Водоканал» не поступало», - заявили в пресс-службе.

Справка OK-inform

Санкт-Петербург канализован по комбинированной схеме: 70% всей территории имеет общесплавную канализацию, в которую поступают хозяйственно-бытовые, промышленные, а также поверхностные (дождевые, талые) стоки; остальная территория - это в основном районы новостроек и пригороды - канализованы по раздельной схеме (дождевые и талые воды собираются отдельно от остальных стоков).

В систему канализования Санкт-Петербурга входят:

- канализационная сеть - 8240,6 км;

- тоннельные коллекторы - 241,1 км;

- канализационные насосные станции - 141.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Денис, фотограф, 39 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии