Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Абхазы потребовали от власти реформ

 Фото: http://apsny.ru Фото: http://apsny.ru В маленькой непризнанной Абхазии запахло государственным переворотом. В абхазской столице Сухуме перед зданием администрации президента 27 мая собрался огромный - по местным меркам - народный сход. Почти десяток тысяч сторонников оппозиции начали требовать проведения в стране масштабной политической реформы. Они хотели, чтобы президент Александр Анкваб вышел к народу и публично согласился с главным требованием протестующих - передать часть президентских полномочий парламенту

Анкваб этим требованиям не внял, и спустя некоторое время несколько десятков оппозиционеров ворвались в администрацию главы государства со стороны парламента (в Абхазии обе ветви власти размещаются в одном здании). Группа лидеров оппозиции во главе с экс-вице-президентом страны Раулем Хаджимбой отправилась говорить с президентом в его кабинет. По итогам переговоров они заявили, что договорились об отставке правительства, Генпрокурора и глав районов. Пресс-служба Анкваба опровергла эту информацию, и тогда оппозиция заявила, что берет на себя управление республикой. Митинг на площади в Сухуме перешел в режим нон-стоп.

Москва восприняла события в Абхазии всерьез - как беспорядки в одном из российских регионов.

Москва восприняла события в Абхазии всерьез - как беспорядки в одном из российских регионов. МИД РФ тут же отправил в столицу Абхазии ноту с требованием «оставаться в правовом поле», в страну были направлены помощник президента России Владислав Сурков и замсекретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев. Население Абхазии - всего 240 тысяч человек (из них - чуть больше половины собственно абхазов), а территория - около 8,5 тысяч квадратных километров. Но для России эта узкая полоска вдоль Черного моря - важное государственное образование. Ведь именно ее и столь же маленькую Южную Осетию Россия защищала в 2008-м в военном конфликте с Грузией, вызвав острое раздражение мирового сообщества. А потом тщетно добивалась международного признания независимости этих территорий.

При этом любопытен весь список претензий, которые абхазская оппозиция предъявляет президенту. Во-первых, это уклонение от прямых переговоров с ее лидерами, во-вторых, выдача паспортов местным грузинам-менгрелам, живущим в Гальском районе (чем особенно возмущены ветераны войны с Грузией 1992-1993 годов). В-третьих, это единоличное принятие Анквабом решений о распределении средств из бюджета страны, в основном пополняемого из России. Кстати, в этом - яркое выражение кавказской специфики: мол, пусть даже деньги чужие, но делить их все равно надо правильно. То есть - советуясь с товарищами.

«Не может быть суверенной страна, получающая две трети своего бюджета из дотаций другого государства».

- Не может быть суверенной страна, получающая две трети своего бюджета из дотаций другого государства, - считает лидер ветеранской организации «Аруаа» Виталий Габния. - Система единоличного принятия решений привела страну к банкротству, подвела к дефолту. И это на фоне того, что Россия выделила 900 млн долларов на поддержку государственности Абхазии, которые осваивались по личной прихоти президента, - говорит он.

Некоторые оппозиционеры по ходу митинга договорились даже до того, что Абхазии пора бы развивать и собственную промышленность, постепенно снижая бюджетную зависимость от Москвы.

Когда несколько лет назад я попал в Абхазию, она не произвела на меня впечатления страны, которая стремится самостоятельно развиваться. Все в ней показалось мне каким-то старым, потрепанным временем: здания, дороги, мосты и даже деревья. Все более или менее новые здания и гостиницы в Сухуме имели явное российское происхождение.

Местные магазины своим ассортиментом напоминали «лихие девяностые в России»: яркие европейские и американские товары соседствовали с тяжелой убогостью местных продуктов. При этом более 90 процентов товаров были завезены с территории РФ, не говоря уже о бензине и других видах топлива. Поэтому местные прекрасно знают: без России, которая крайне заинтересована в стабильности Абхазии, страна захиреет в считаные месяцы. И будет быстро поглощена Грузией, в состав которой она входила с 1918 года.

Анкваб во время своей предвыборной кампании заявлял, что будет менять политическую систему страны, вводя в нее элементы перехода к парламентской республике. Но, в конечном счете, он оказался не готов поделиться с парламентом хотя бы частью своих полномочий.

- В принципе, в Абхазии всегда была оппозиция. Она периодически устраивала массовые митинги, где озвучивала весьма серьезные требования. Но они не были услышаны властью, и у людей наращивался негативный заряд, - считает научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Вадим Муханов.

Эксперты напоминают: президент Анкваб во время своей предвыборной кампании многократно заявлял, что будет менять политическую систему страны, вводя в нее элементы перехода к парламентской республике. Но в конечном счете он оказался не готов поделиться с парламентом хотя бы частью своих полномочий. И - более того - совершенно не развивал в республике промышленность, даже для обработки сельхозпродукции.

На сегодня, несмотря на масштаб протестов, пока что Абхазией управляет действующая власть. Административные здания находятся под контролем МВД, местная милиция переведена на усиленный режим службы, парламент призывает к переговорам и диалогу. Но часть митингующих все еще остается на площади.

- Переговорный процесс уже начался, и опрометчиво говорить, что нет никаких контактов между оппозицией и властью. Для Абхазии традиционны длительные вялотекущие переговоры, и, возможно, крупные политики, представляющие обе стороны конфликта, смогут договориться между собой, - считает Вадим Муханов.

По сути, альтернативы примирению у абхазских элит и нет. И в Москве, и в Сухуме прекрасно понимают: доводить дело до столкновений в стране, где почти каждый житель хранит дома ружье или автомат, смертельно опасно. Тем более что в соседней Грузии (где Абхазию называют исключительно «оккупированной территорией») только и ждут возникновения любой нестабильности. К тому же - на носу курортный сезон, самая серьезная статья дохода Абхазии, и пугать туристов не выгодно никому. Особенно на фоне присоединения к России Крыма, составляющего серьезную конкуренцию абхазским курортам. Поэтому, скорее всего, уже в ближайшие дни в маленькой приморской республике вновь воцарится спокойствие.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии