Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Инклюзивное образование - важное дело со сложным названием

 Фото: Алексей Куденко/РИА «Новости» Фото: Алексей Куденко/РИА «Новости» Вся наша образовательная система, шире - вся наша жизнь основана на разделении

Мы разделяем «сильных» и «слабых» учеников, а тех, кому нужна помощь социального педагога, отправляем в коррекционные классы. И инвалиды, или, как их называют сейчас, «люди с ограниченными возможности» либо с «особыми потребностями», попадают в этот своеобразный «апартеид» с самого детства. И дело не только в недружественной для инвалида среде.

Общество вообще не очень хочет видеть таких особых людей, детей. Ему спокойней, когда они сидят по домам и не показываются, не тревожат. Одна из важнейших потребностей таких «особых детей» - общение со сверстниками. Для инвалида очень важно почувствовать, что он такой же, как все, обладает теми же свободами и правами. То есть в какой-то момент просто забыть про то, что он другой. Это и называется - успешная социализация. А одним из важных факторов социализации является включенное (инклюзивное) обучение.

В нашей стране идут различные эксперименты по включению детей-инвалидов в образовательный процесс. 

В нашей стране идут различные эксперименты по включению детей-инвалидов в образовательный процесс. Мы проходим той же дорогой, которой прошли многие европейские страны десятки лет назад. И натыкаемся, по большому счету, на те же подводные камни. Оказалось, например, что для работы в таких смешанных группах педагоги должны быть специально подготовлены. Лучше знать психологию, дефектологию, медицину, другие специальные дисциплины. Оказалось, что и здоровые дети должны быть подготовлены, и их родители также. И даже родители детей инвалидов (им иногда очень тяжело оторваться от своего особого ребенка, и их избыточное внимание мешает ему развиваться).

Но даже если все вроде бы готовы, все равно трудностей не избежать. Нужно будет преодолеть множество стереотипов, перебороть в себе массу предубеждений. А каким злым может быть детский коллектив по отношению к непохожим на себя, думаю, вы можете легко представить. Одним словом, социализация ребенка инвалида - это тяжкий труд множества специалистов. Но результаты его, если все проходит успешно, как правило, очень значимы. И для особого ребенка, и, что становится видно не сразу, для обычного.

Многие родители отмечают, что их здоровый ребенок после периода привыкания к новой для него ситуации начал по-другому относиться к жизни, стал более внимателен к окружающим, менее эгоистичен  и даже менее агрессивен. Однако риски и цена педагогической ошибки в ситуации инклюзивного обучения возрастают в разы. Небрежность, халатность, да даже одно не к месту брошенное словцо для особого ребенка может изменить ситуацию от благоприятной к самой что ни на есть травмирующей.

Риски и цена педагогической ошибки в ситуации инклюзивного обучения возрастают в разы.

Хочется рассказать об одном из примеров успешного инклюзивного обучения. Оно проходит в специальном детском летнем лагере «Подсолнух» в Пушкинских Горах. Здесь помогают детям с очень серьезными диагнозами и проблемами в развитии, которые обретают новый опыт общения со сверстниками и с добровольцами, которые помимо педагогов также помогают проводить лагерь. Вот некоторые из принципов обучения, дающие представление о направлении работы: «Центр “Подсолнух” ставит перед собой цель,  чтобы каждый ребенок мог посещать детский сад, школу, чтобы каждая семья жила обычной жизнью. В центре “Подсолнух” утверждают, что инклюзивное   образование поможет всем детям стать смелыми и добрыми.

Педагоги “Подсолнуха» умеют говорить “Да” и “Нет” и знают о последствиях того или иного ответа. Каждый день в “Подсолнухе” происходит множество больших и маленьких побед, и это доказывает важность нашей работы. Для центра важно, чтобы родители чувствовали себя уверенными, вооруженными знаниями для дальнейшей гармоничной жизни со своими детьми, чтобы могли чувствовать потребность своих детей, чтобы “Подсолнух” им стал не нужен».

Часто говорят,  что отношение к инвалидам - показатель гуманности общества. Нет, не согласен. Не показатель. Понимание и внимательное отношение к любому отличающемуся от тебя и есть источник гуманности. Но в нашей школе работают педагоги у которых, простите, тот самый «апартеид» в голове. Плохо учится ребенок - надо его в другой класс, он тянет всех назад. Куда уж тут инвалидов брать. Может быть, поэтому мы такие злые, агрессивные, нетерпимые к чужому мнению, что в нашем классе не было «ребенка с особыми потребностями»?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин и Арина, водитель и школьница, 40 и 12 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии